Top.Mail.Ru
архив

Шлихт прокатит

Глава Sony Pictures Entertainment Russia Михаэль Шлихт прошел «огонь, воду и медные трубы» отечественной киноиндустрии. До работы в Sony, будучи главой компании «Гемини фильм интернациональ», а затем российского подразделения 20th Century Fox, он занимался прокатом самых успешных фильмов на территории России. По мнению Шлихта, для того чтобы преуспеть в этом бизнесе, не надо любить кино.

Можно сказать, что российский кинобизнес вовремя столкнулся с финансовым кризисом. Бизнесмены отказываются от дорогого хобби – мало кто способен отстегнуть миллионы долларов известному или просто знакомому продюсеру и режиссеру. Производство многих картин приостановлено, новые проекты вовсе не заявляются. Продюсеры, актеры, члены съемочных групп простаивают в ожидании. Погрустнели и независимые прокатчики, за спиной которых не стоят всесильные мейджоры. Ведущие голливудские студии и их партнеры в России оказываются в более выигрышной ситуации, однако теперь им важно не потерять завоеванную долю рынка. Сохранят ли российские зрители интерес к кино – вопрос открытый. В январе посещаемость кинозалов упала, по данным «Кинобизнеса сегодня», на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Грядущие изменения не пугают Михаэля Шлихта. На стене его кабинета висит портрет генерала Паттона, который был главнокомандующим высадки союзнических войск в Нормандии в конце Второй мировой войны (в честь него названа компания Patton Media, совладельцем которой является Шлихт). По его мнению, и в сегодняшний кризис не только можно, но и нужно начинать новый бизнес. Однако для этого необходимо хорошее «финансовое дыхание» и «немецкий расчет», потому что даже если твои первые четыре фильма не «выстреливают», пятый может это сделать, но на него уже нет денег – и твоя карьера как продюсера закончена.

– Расскажите, чем в целом занималась первые полгода в России созданная в июне 2008-го Sony Pictures Entertainment Russia (SPE).
– В первую очередь преодолением всяких административных, организа-ционных, юридических и  правовых препятствий. Это в принципе тяжелый и долгий процесс. Но если речь идет об иностранной компании, да еще с такой большой собственной бюрократией, как у Sony, это вдвойне затруднительно. ООО SPE  была окончательно зарегистрирована только в январе 2009 года. Компания существует как координирующий холдинг, который курирует бизнес-направления – самостоятельные юридические лица, со своим менеджментом, генеральными директорами и т. д. Прежде всего, нас интересует кино-прокатные организации. В России кинопрокатом у нас занимается совместное предприятие Buena Vista Sony Pictures Releasing (BVSPR), мне потребовалось как раз примерно полгода, чтобы такое название без заминки выговаривать, – получилось. Второе основное направление, которое я курирую, – это то, что называется Home Entertainment, в основном это DVD и blue ray. Здесь мы до сих пор работали на основании агентского договора с ком-панией «Видео-сервис», и где-то с 1 марта она уже не будет действовать как агент, а скорее как дистрибьютор, выполняющий определенные функции от нашего имени за вознаграждение. Третье направление, которое вы уже упомянули, – это кинопроизводство – компания Monumental. Ее возглавляет Пол Хет. Я имею честь быть среди ее акционеров, а также представляю интересы Sony в этой компании – что снимать и чего лучше не снимать. Есть еще Sony Music и телевизионное направление (киносериальные компании «Леан-М»
и SPTI). То есть моя задача здесь – скоординировать, но не руководить, создать то, что называется красивым словом «синергия», хотя точно никто не знает, что это такое.

– В прошлом кинопрокатном году компания BVSPR (выпускает в прокат картины студий Sony Pictures
и Walt Disney) заработала $121,2 млн –
на 44,4% больше, чем в 2007 году. Сказалось ли на сборах физическое присутствие SPE в России?
– Я попытался влиять на результаты кинопроката где-то с середины года, начиная с фильма «Хэнкок», который резко превзошел изначальные ожидания (бокс-офис в России и СНГ без учета Украины – $25,98 млн. – Прим. «Ко»).

– «Квант милосердия» собрал чуть более $18 млн. Вы ожидали большего?
– Надежда, конечно, всегда умирает последней, но наши оценки относительно таких больших блокбастеров, как правило, примерно совпадают с результатами, плюс-минус 5 – 10%. Мы здесь тратим слишком много денег. Рекламные бюджеты в России стали огромными. Когда речь идет о нескольких миллионах долларов, как раз и проявляется профессионализм при оценке рынка и возможностей фильма – профессионализм и реализм тоже. Чем больше компания, тем больше реализма, чем меньше компания, тем больше надежды.

– По поводу рекламных бюджетов. Создается впечатление, что в последнее время голливудские фильмы стали активнее продвигаться в России. В частности, заметно чаще к нам стали приезжать голливудские звезды. Из последних посещений – Том Круз, Жан Рено, Стив Мартин. Кризис здесь ни при чем?
– Сборы русского рынка по большим фильмам сейчас занимают где-то 4 – 6-е место по миру. Россия стала крупным источником доходов, поэтому включается почти во все туры звезд. Это началось со второй половины прошлого года. До этого тоже приезжали, но не с такой частотой, конечно. Раньше мы, наоборот, умоляли об этом, а теперь с трудом отбиваемся. Иногда мы тратим много усилий для того, чтобы убедить их не приезжать.

– Почему?
– Приезд стоит $300 – 500 тыс. А если фильм в целом соберет миллион, какого черта тратить эти деньги? Экономика.

– Будучи главой «Гемини», а затем российского подразделения 20th Century Fox, вы занимались прокатом самых успешных российских коммерческих проектов: «72 метра», оба «Дозора», «9 рота», «Турецкий гамбит», «Питер FM», «Жара», «Ирония судьбы. Продолжение». Этот интерес основывается на бизнесе или на личных предпочтениях?
– Знаете, то, что я, собственно говоря, не очень большой любитель кино, и делает меня интересным для киноманов. В результате может быть успех. Я не очень творческий, но очень хорошо организованный человек, я немец, и еще не все немецкое во мне умерло в результате двадцатилетнего проживания в России. Я люблю организовать процесс, поставить что-то на ноги. Умею обуздать чрезмерные эмоции у моих партнеров и перенаправить их в нужное русло, когда на выходе появляется что-то стоящее, далеко не всегда, подчеркиваю, но время от времени, которое перекрывает все предыдущие тщетные попытки. Успех не бывает без неудачи. Это две стороны одной медали.

– Создается такое впечатление, что сейчас в России почти никто кино не снимает. Заморожено более 100 кинопроектов. Актеры жалуются на отсутствие работы. Так ли это на самом деле? Какие проекты остановила компания Monumental Pictures?
– И хорошо, что проекты замораживаются. Думаю, 99% инвесторов этих 100 картин сейчас с большим облегчением вздохнули и подумали: слава богу, я нашел красивый повод уйти из этого ужасного, рискованного бизнеса, не потеряв лица. И для отрасли это плюс. Наконец-то начинают успокаиваться цены на производство, которые уже достигли таких размеров, что Европа отдыхает. К сожалению, слишком много фильмов произведено под брендом «русское кино». Реально есть 5 – 6 действительно качественных работ в год среди 70 – 100 остальных картин, которые, может быть, лучше было бы не снимать.
– Как финансовый кризис повлиял на рынок кинопоказа и кинопроката?
– Во-первых, пока кризис в кинопоказе не виден, если смотреть поверхностно. Но если более глубоко копнуть, да, посещаемость слегка падает. Эта тенденция сейчас приукрашивается достаточно большим количеством громких релизов, особенно в декабре – январе. Если было бы нормальное количество релизов, если бы не было этой гонки трех «слонов» («Обитаемый остров», «Любовь-морковь – 2», «Стиляги». – Прим. «Ко»), если бы не было сейчас «Самого лучшего фильма 2», падение было бы гораздо более значимым и видимым. Знаковый показатель, что кинопоказ затронут кризисом, – это информация о том, что в кинотеатрах заметно упали продажи кока-колы, попкорна и т. д. Я разговаривал с владельцами нескольких сетей, и они все в один голос говорят, что билеты еще покупают, но все остальное – уже гораздо меньше. В последние годы мы жили в ситуации перепроизводства, когда предложение (количество фильмов) превышало спрос (кинозалы). Где-то до лета на рынке будет еще достаточно много проектов, прежде всего крупных студий. И скорее всего, они соберут больше, поскольку исчезнут другие проекты (станет меньше русских фильмов и зарубежных картин от независимых прокатчиков), с которыми пришлось бы делить однозальные и двухзальные кинотеатры, на которые приходится где-то 35 – 40% общих сборов. Теория логична, как это будет на практике – черт его знает. Но по идее так должно быть.

– Будут ли падать цены на билеты?
– Это было бы логично, но есть еще и противоположная тенденция. В кризис люди ищут развлечения подешевле, а кино входит в эту категорию. Есть же старая сказка о том, что Голливуд спас Америку от Великой депрессии.

– Тогда была другая ситуация. Кинопроизводство в России сейчас далеко не на таком подъеме...
– Ну если брать не только кинопоказ, а отрасль в целом, то некоторые элементы пострадают существенно. Это, естественно, капиталоемкие области – само кинопроизводство и строительство кинотеатров. Сферы, связанные больше с продажей билетов, то есть с дистрибуцией, кризис почти не затронет. И те из них, кто имеет дешевый доступ к продукту, будут усиливаться – это агенты или представители компаний-мейджоров. А вот дистрибьюторы, которые должны покупать продукт на кинорынках за рубежом, очень тяжело перенесут этот кризис. Вероятно, здесь исчезнет несколько игроков – моих многолетних коллег, о чем я буду очень жалеть. С другой стороны, если смотреть глубже, те, кто зависит от закупки фильмов за границей, заблаговременно построили себе кинотеатры как второй источник дохода. Поэтому, скорее всего, они закроют свои дистрибьюторские подразделения, как это уже сделала компания «Пирамида». Можно ожидать, что другие такого рода игроки либо временно приостановят эту деятельность, либо вообще ее прекратят. Будем надеяться, что они достаточно умны, чтобы это сделать, а не тянуть до тех пор, когда придется все заложить и лишиться кинотеатрального бизнеса. Конечно, страдают и те отрасли, которые связаны с телевидением, потому что реклама «упала». Хотя и здесь есть некоторые злоупотребления со стороны небольшого количества телеканалов, чтобы немного поставить на место «зажравшихся» продюсеров и способствовать оздоровлению рынка. Все очень комплексно.

– Кризис станет катализатором назревавшей тенденции слияний и поглощений в кинобизнесе?
– Естественно, он этому способствует. Но вместе с тем он может вести и к совершенно неправильным решениям, потому что объединение, продиктованное беднотой, не всегда правильное. В кинодистрибуции однозначно исчезнет хотя бы на время несколько достаточно влиятельных игроков, но они потом могут и опять появиться. Это же циклический кризис.

– Кроме вас совладельцами Patton Media являются Пол Хет и Шэри Редстоун – дочь одного из самых влиятельных медиабизнесменов США Самнера Редстоуна (семейство владеет контрольными пакетами корпораций Viacom и CBS). Есть ли у вас еще какие-то совместные проекты с Редстоунами?
– С Самнером я не знаком. Но это уже сейчас исключено, потому что ты имеешь дело или с Самнером, или с дочкой. Они находятся в ссоре.

– Ваша деятельность в SPE Russia отличается от работы в «Двадцатый век Фокс СНГ»?
– Моя работа в Sony отличается от работы в Fox точно так же, как работа менеджера в BMW и в Mercedes. Принципиальных различий нет. Кино очень близко к FMCG. В DVD я набираю людей именно из FMCG. Тот, кто хорошо продавал жвачку, кока-колу или салфетки, хорошо продает DVD.

– Разрешилась ли ситуация с «Гемини» и студией 20th Century Fox? (Весной 2008 года голливудская 20th Century Fox подала иск в окружной суд Лос-Анджелеса к компании на сумму «не менее $3 млн». Истец обвинял «Гемини фильм интернациональ» и ее основного акционера Бодо Скрибу в том, что с 2000 по 2006 год российская компания ни разу не перечислила ему авторские отчисления за прокатываемые на территории России и СНГ фильмы производства Fox, которые мейджор «регулярно предоставлял»)
– Такой истории нет. Есть неграмотная статья в «Коммерсанте». А суда против «Гемини» как не было, так и не нет. Есть суд, в котором предприниматель  Бодо Скриба – главный акционер компании «Гемини Фильм Интернациональ» фигурирует как ответчик. Об этом можно узнать в Интернете. А при чем тут я? Так что я это не комментирую. 

– Министерство культуры в сентябре прошлого года подготовило предложения об изменении господдержки отечественного кино. Планируется выделять по 1 млрд рублей на нацпроекты, на трехлетние программы крупных продюсерских компаний, на проекты художественного игрового кино, а также на неигровое, анимационное и дебюты. Субсидии, компенсирующие расходы компаний на продвижение национальных фильмов с посещаемостью более 1 млн зрителей, должны составить 300 млн рублей. В итоге ежегодные объемы господдержки производства и продвижения отечественных фильмов в 2010 – 2011 годах будут составлять 4,3 млрд рублей. Чем закончится эта затея?
– Это не очень хорошая идея. Господдержка кино была нужна и, может быть, еще будет нужна пару лет. Но в той форме, в какой она предоставлялась в последнее время, это было скорее во вред, потому что способствовало появлению огромного числа фильмов на недостаточном количестве площадок, которые никогда свои деньги не зарабатывали. А сейчас я не вижу в этом никакого смысла. И при чем тут защита отечественного рынка, мне тоже не очень понятно: зачем нужно «вбухивать» в производство кино такие деньги – от чего защищаться-то? И разве крупная структура – это гарант появления творческой идеи? Нет, конечно. Скорее всего, наоборот. Здесь правду никто не знает. Я склоняюсь к тому, что это вредно. И уж слишком большая коррупционная составляющая. При этом нет ни малейшей гарантии, что от этого кино станет лучше, качественнее и конкурентоспособнее. Поэтому шансов, что это приведет к выравниванию позиций русского кино, нет. Потом, постоянно недооценивается его позиция на Западе. Русское авторское кино давно занимает там свое место, его любят и ценят. Почему нужно именно в кинотеатр добавить «российский Голливуд»? Мне непонятно.

– Осенью прошлого года Минкультуры также подготовило поправки в Закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» по внедрению единой системы учета показа фильмов, согласно которым в 2010 году все кинотеатры должны будут предоставлять данные о количестве проданных билетов в централизованный учетный центр.
– Я к этому отношусь точно так же, как и к идее чрезмерного государственного финансирования. Уже есть государственные структуры: налоговые инспекции и т. д. Зачем нужно создавать общенациональную структуру, которая будет контролировать все доходы кинотеатров? И кто гарантирует, что ее представители не войдут в сговор с директором кинотеатра? Пользы никакой. Огромная бюрократия. Появится коммерческая организация, которая будет находить «баланс обмана». Есть организация ACNielsen – одна из крупнейших, занимающаяся по всему миру контролем сборов в кинотеатрах. Это наука. У них есть огромный опыт, как можно проследить онлайн, используя законы математики и статистики, и через некоторое время обязательно определить, где обманывают, а где – нет. Это работает в Америке, Германии, Франции, Италии – везде. Почему в России нужен государственный орган?

– Многие карьеры успешных кинобизнесменов в России начинались со случайных встреч и удачи с элементами авантюры. Вы когда-то случайно оказались рядом в самолете с медиамагнатом и голливудским продюсером Бодо Скрибой. Кинобизнес в России можно строить только так?
– Это не только в кинобизнесе, просто он больше на виду. Но в этом бизнесе требуется меньше всего специализированных знаний, которые можно потом приобрести или пригласить экспертов. Он больше других основан на способности к общению. Поэтому случай – очень важная составляющая. И кризис. Вся моя жизнь – кризис, Восточная Германия, представьте себе, какой кризис – исчезла страна, в которой ты жил. Потом я приехал сюда, и исчез Советский Союз – второй удар. И всегда приходилось из кризиса выходить. Но никогда не надо думать, что ты самый умный. Всегда найдется кто-то умнее. У каждого есть свой шанс, однако не каждый его увидит. Или, допустим, кто-то безумно влюблен в этот момент, или мать в больнице. Надо ехать, скажем, в Пермь, потому что там точно твой шанс, но ты не можешь. То есть в любой карьере важна случайность, это мое глубокое убеждение.