Шоколадный патриотизм
.
По результатам проведенного inFOLIO Research Group исследования российского рынка шоколада, главной особенностью потребления шоколадных изделий остается консерватизм покупателей. В 2011 г. до 86% потребителей шоколадных конфет предпочитали отечественную продукцию под старыми брендами. Среди потребителей шоколада в плитках процент консерваторов также значителен - 67%.
Понять эти цифры поможет анализ структуры рынка, где самым большим сегментом являются развесные конфеты (34%), второе место занимает шоколад в плитках (23%), чуть-чуть отстают шоколадные конфеты в коробках (21%), батончики занимают 14%, а зефир и пастила в шоколаде - 3%. Главный сегмент рынка - развесные шоколадные конфеты - демонстрирует в последние годы негативную динамику, сокращаясь на 1,5-3% в год, хотя в 2012 г. авторы исследования прогнозируют здесь небольшой рост продаж.
Шоколад в плитках регулярно едят до 78% россиян. При этом наиболее популярен молочный шоколад, его постоянно покупают 46% потребителей, 27% имеют в своем рационе горький шоколад, 7% опрошенных больше всего любят шоколадные батончики, 20% - белый шоколад. Что касается конфет, то более 88% потребления шоколадных конфет в натуральном выражении приходится на развесные шоколадные конфеты; еще почти 12% - на конфеты в упаковке (средняя российская семья покупает не менее трех упаковок в год). При этом в стоимостном выражении развесные конфеты брали на себя только 76,2%, упакованные - 23,8%.
При столь сформированной структуре потребления новинкам трудно найти дорогу к покупателям, не склонным к экспериментам. Любопытна ситуация, складывающаяся вокруг так называемого ремесленного шоколада. К нему отрицательно относится 31% респондентов, хотя пробовали его менее 2% опрошенных.
Ремесленный шоколад, разумеется, дороже привычного, и это, конечно, основная причина его низкой популярности. Однако специалисты объясняют положение дел отчасти и прозападным позиционированием ряда брендов и бутиков ремесленного шоколада, а также зарубежным происхождением его рецептуры: россияне, знающие лишь недорогие шоколадные изделия массового спроса под иностранными брендами, невольно переносят свой опыт знакомства с ними и на люксовые нетиражные бренды. Немаловажную роль играет и укоренившееся в массовом сознании убеждение, что лишь отечественные пищевые традиции гарантируют получение ожидаемого набора ощущений от продукта.
Опрос по потребительским предпочтениям проходил в 24 городах - административных центрах субъектов РФ (в т. ч. и в Москве), по ремесленному шоколаду в 17 городах - административных центрах субъектов РФ (в т. ч. и в Москве).