Шоу начинается
ПОСЛЕ периода относительно повышенного внимания к новому российскому президенту западные СМИ, в особенности европейские, перестали занимать проблемы России. Чтобы вернуть Россию на первые полосы газет и теленовостей, в том числе итальянских, понадобилась выходка московского частного телеканала М1. И это поясняет, как работают законы информации на Западе.
Банкир и телемагнат Владимир Гусинский попадает в тюрьму, а итальянские газеты уделяют ему десять строк. Владимир Путин высказывает Клинтону свое категорическое неприятие расширения НАТО на Восток, но назавтра трудно отыскать хоть слово об этом в газетах. Но стоит ведущей Светлане Песоцкой продемонстрировать публике резинки своих чулок во время выпуска теленовостей М1, как ее изображения разлетаются по мировому эфиру. Молодцы русские! Только-только стряхнули с себя коммунистическое ханжество, а они уже диктуют миру свои правила, изобретая новые теории информации и подавая пример свободы поведения. Все были приятно поражены девизом канала М1: "Новости отдельно от картинки". Название передачи тоже привлекало: "Голая правда". Что под этим подразумевалось, смогли увидеть зрители всех европейских информационных программ: хорошенькая дикторша сообщала различные новости, в то время как за ее спиной на экране показывали кадры того, о чем она рассказывала. Все как обычно. Но только за спиной дикторши находилась другая девушка, показывавшая стриптиз.
Обещание канал сдержал: новости - отдельно, а картинка, ничего общего с новостями не имеющая, - отдельно. Можно себе представить, сколь "внимательно" зрители (и зрительницы) следят за "традиционной" частью новостей. С абсолютной уверенностью можно сказать, что голая барышня за спиной дикторши занимает 99,99% их внимания. То же самое произошло и с западными телезрителями. На следующий же день кадры из передачи были напечатаны почти во всех итальянских газетах.
Но я хочу сразу же разочаровать российского читателя. Пусть он не воображает, что Запад легко побить на этом поле. Итальянские новостные телепрограммы (поскольку у итальянцев вместо Гусинского Берлускони) все больше превращаются в невероятную смесь, где новости уступают место "антиновостям". В Америке это называется "инфотейнмент" (от information и entertainment, то есть информация плюс развлечение). Это значит, что в новостях показывают последний клип Брюса Спрингстина, кусок последнего фильма с Томом Крузом, пару модных дефиле, выставку тибетского фольклора и т.д.
Несмотря на канал М1, российские теленовости продолжают - какой кошмар! - давать информацию (какую - это другой вопрос, на котором я сейчас останавливаться не буду). В Италии же новости превращаются в мыльную оперу, в которой президенты Путин и Клинтон или канцлер Шредер могут выступать вместе с флейтистом из Тимбукту или манекенщицей, прогуливающейся по парижскому подиуму в одежде из собственной кожи и трех блесток, расположенных в стратегических местах и стоящих тысячу долларов каждая.
В былые времена оставался еще какой-то оптимизм: все говорили о "глобальной деревне". Теперь же пристало говорить о "глобальной замочной скважине". Последняя находка в этой области выходит далеко за пределы "инфотейнмента". Кто-то из вас наверняка видел прекрасный американский фильм "Шоу Трумана", в котором главный герой не подозревает о том, что играет роль подопытного кролика, находящегося под постоянным наблюдением миллиардов телезрителей, - от рождения до смерти. Учеба в университете, свадьба, спальня, уборная - он всегда на виду. Сам герой ни о чем не подозревает, но все, что его окружает, - фальшивка, театральная постановка. Он один настоящий. Он играет, не подозревая об этом, он передает положительные эмоции, он проживает свою жизнь такой, какой ее представляют создатели программы. Он потребляет то, что спонсоры хотят навязать миллиардам потребителей, и желает то, что его заставляют желать, он радуется и страдает как все, он играет всех разом.
Когда "Шоу Трумана" вышел на американские и европейские экраны, многие вспомнили об оруэлловском Большом брате. Напрасно. Настоящий Большой брат приходит только сейчас. Эксперимент, само собой, начался в Америке, продолжается сейчас в Испании и Германии, а в сентябре начнется в Италии. "Большой брат" - название телешоу, в котором в стеклянный домик сажают несколько человек, за которыми день и ночь будут следить телекамеры. Тот, кто выдержит дольше других, выиграет несколько сотен тысяч долларов, а быть может, даже миллион. Это срабатывает: десятки миллионов человек не могут часами оторваться от экранов, наблюдая за жизнью "морских свинок". Даже когда те идут в туалет или занимаются любовью.
Телеправда? Разумеется, нет. "Свинок" тщательно подбирают. Они знают, что на них смотрят. Это двойное притворство - даже тройное, - потому что зрители знают, что все понарошку. Как в мыльных операх. Но зато можно усесться в кресло и смотреть в телевизор как в замочную скважину. Скоро "Большой брат" придет и в Россию, будьте уверены.