«Шумное» лето 2002 года
Каждый год число российских туристов, отправляющихся на отдых за границу, увеличивается на 15 – 20%. Грядущий «высокий сезон» должен был подтвердить приятную для нас тенденцию. Однако запрет на полеты шумных российских самолетов, установленный ЕС, мог поставить непреодолимые препятствия на пути чартерных авиаперевозчиков в Европу. К счастью, все проблемы удалось отложить на год. Лето 2002 года обещает быть для турфирм шумным, но прибыльным.
В результате переговоров в Брюсселе вице-премьера Виктора Христенко и ответственной за вопросы транспорта в Европейской комиссии Лойолы де Паласио найден компромисс. Согласно договоренности российским чартерным компаниям будет разрешено осуществлять посадки «шумных» машин в европейских аэропортах с менее интенсивным движением, расположенных за пределами крупных городов. Правда, для того чтобы данное решение вошло в силу, Москве придется еще договориться с отдельными странами ЕС. Столь пристрастное отношение Голландии, Финляндии и Швеции к авиакомпаниям объясняется тем, что именно эти страны более других не желали идти на компромисс в отличие от весьма популярных у российских компаний туристических государств Европы – Кипра, Греции и др. «Мы сделали все, чтобы избежать воздушной войны», – заявил журналистам официальный представитель де Паласио.
Впрочем, вести переговоры с наименее уступчивыми странами российским властям будет гораздо легче, имея принципиальное согласие ЕС на поблажки. Давление на авиакомпании, являющиеся уполномоченными перевозчиками с голландской, шведской и финской сторон, также должно помочь в достижении желаемого результата. Есть еще один довод в пользу русских туристов. Наши граждане входят в пятерку самых расточительных туристов мира наряду с такими завзятыми путешественниками, как японцы, немцы и французы. По некоторым данным, 2,5% мирового рынка туристических услуг оплачивает именно Россия.
Парадоксы статистиков
Госкомстат подвел туристические итоги 2001 года. Первая двадцатка самых популярных направлений отдыха россиян выглядит так: Польша, Китай, Турция, Испания, Финляндия, Германия, Египет, Кипр, Италия, ОАЭ, Болгария, Франция, Литва, Греция, Чехия, Великобритания, Швейцария, Таиланд, Хорватия, Тунис. Однако турпоток в эти страны по сравнению с 2000 годом сократился на 9,8%, а общий выезд из России – на 6,5%.
Два первых места в рейтинге, забронированных Польшей и Китаем, можно объяснить неутихающей челночной активностью на этих направлениях. Далее идут реальные лидеры туризма – Турция и Испания.
Парадоксы статистики начинаются с Германии и Финляндии. По подсчетам Госкомстата, в 2000 году в Финляндии отдохнули 420,5 тыс. наших сограждан, а в прошлом – 213,9 тыс. И это на фоне многочисленных утверждений экспертов рынка, что интерес к Финляндии ежегодно растет в геометрической прогрессии. Тем не менее официальная статистика утверждает, что турпоток из России в Финляндию сократился, и весьма значительно – на 49,1%. По мнению руководителя скандинавского отдела компании «Нева» Ирины Юзовой, общие продажи направления в их компании увеличились примерно на 30 – 40%.Руководитель отдела Скандинавии компании «ПАК-груп» Татьяна Петкевич считает, что чуть слабее был новогодний спрос на Финляндию. «Но мы все равно отправили туристов больше, чем в предыдущем году. А за весь год число наших клиентов увеличилось процентов на 15, – говорит Татьяна. – Скандинавские страны становятся все популярнее, автобусы идут даже в Норвегию».
Валентина Короленко, генеральный директор компании «Скандитур», также считает, что спрос на Финляндию вырос, хотя и меньше, чем предполагалось. По прогнозам, продажи должны были увеличиться на 20 – 30%, а выросли примерно на 10%. Лето 2001 года было ничуть не хуже, чем предыдущее. Самым нервным периодом был предновогодний: учитывая спрос предыдущего года, операторы «забронировали» всего побольше, а продажи начались позднее. Туго пришлось новичкам, решившим подзаработать на популярности направления, некоторым приходилось даже сбрасывать места. Но компании, которые давно работают в этом секторе рынка, продали практически все. Возможно, какие-то цифры снижения спроса могло дать разрешение на вывоз недекларируемых средств в размере до $1500. Прежде можно было вывезти не более $500, и подавляющее большинство пересекающих границу заполняли таможенные декларации, где обозначали цель поездки как туризм. Теперь деклараций заполняется значительно меньше, соответственно пограничниками реже фиксируется цель поездки. Тем не менее эксперты признали, что и это не могло дать снижения потока почти на 50%. Не прояснил ситуацию и руководитель туристического офиса Финляндии Арто Асикайнен. Как сообщает RATA-news, число ночевок российских туристов в Финляндии в 2001 году выросло на 15,3%. А виз посольством Финляндии в России в прошлом году было выдано почти на 27 тыс. больше: в 2000-м – 313 543, в 2001-м – 340 500. Кстати, финны уже зафиксировали 15-процентный рост турпотока из нашей страны в январе 2002 года. «Российская статистика всегда была для меня большой загадкой», – признался Асикайнен.
Странно выглядит и почти двукратное увеличение числа российских туристов в Германию. Напомним, что весной и в начале лета 2001 года российские операторы, работающие на этом направлении, столкнулись с серьезными проблемами при оформлении немецких виз. Возникли вполне обоснованные опасения, что сезон будет сорван. К счастью, этого не произошло, но то, что турпоток в Германию был «надломлен» – это бесспорно. Генеральный директор компании «Чайка-тур» Александр Турченко сообщил RATA-news, что прошлым летом спрос на этом направлении более-менее восстановился только во второй половине июня, а после событий 11 сентября снова упал. Фирма отправила в Германию заметно меньше туристов, чем в 2000 году. Не разделяет оптимизма Госкомстата и представитель компании «Европа-2000» Арсений Чанышев. По его мнению, из-за проблем с консульством в мае-июне 2001 года «поток на Германию сократился в шесть раз и полностью так и не восстановился. Налицо упущенная выгода». Руководитель отдела Германии фирмы «Турбюро Москва» Дмитрий Гора считает, что поток на этом направлении уменьшился на 30%. Да и сейчас спрос поддерживается в основном бизнесменами, которые едут на выставки или по другим делам. А операторы-«автобусники» «Анкор» и «Интерс» отправили прошлым летом в Германию всего по одной группе. По мнению генерального директора фирмы «Интерс» Татьяны Козловской, в 2000 году направление хотя бы развивалось, чего нельзя сказать о сезоне 2001 года, когда практически закрылись все летние туры.
Представитель Национального туристического офиса Германии Ирина Клименко сообщила RATA-news некоторые данные немецкой статистики. В частности, по итогам 11 месяцев 2001 года количество ночевок российских туристов в Германии увеличилось на 11,3%. А ночевок, как известно, всегда бывает больше, чем человек. Каким образом пограничники насчитали такое количество выезжающих из России в Германию туристов, сказать трудно.
Навстречу лету
Эксперты информационной службы «Банко» подвели итоги зимнего сезона. Как и ожидалось, завершившийся зимний туристический сезон не принес открытий. В течение последних нескольких лет пристрастия российских туристов практически не меняются. Зимние каникулы большинство наших соотечественников стараются проводить в жарких странах. Безусловным лидером зимы 2001 – 2002 годов стал Египет. И это, несмотря на массу негативных факторов. По данным ИС «Банко», египетские курорты лишились итальянцев (после событий 11 сентября), а также постоянных посетителей – израильтян. Поэтому, чтобы удержаться на вершине рейтинга, туроператоры обратились к запрещенному оружию – демпингу. Один из рекордов нынешней зимы – недельный отдых в пятизвездочном отеле в Шарм-эль-Шейхе всего за $199. Однако говорят, что были предложения и посильнее. Сутки в «5 звездах» оценивались в $5. Как грустно шутили владельцы египетских отелей, одна звезда в этом году равнялась одному доллару.
Вторым по популярности направлением признан Таиланд. Впрочем, согласно утверждениям аналитиков, как только основная масса потенциальных туристов, интересующихся экзотикой, побывает в Таиланде, посещаемость упадет. Третье место в рейтинге досталось ОАЭ. Опять же благодаря демпингу. Так, цена недельного тура в лучших отелях ОАЭ доходила до $600. Интересно, что основная масса туристов хлынула на эмиратские пляжи только в феврале. Провалилась «зимняя» Финляндия. Эксперты «Банко» связывают это с тем, что «высокий сезон» на финском направлении длится недолго: после окончания новогодних праздников поток туристов резко сокращается. Четвертое место заняла Россия. Отсутствие приличного сервиса с лихвой компенсируется повышенным патриотизмом российского среднего класса. За счет тренировочных сборов футбольных команд поправил свои показатели Кипр.
Грядущий «высокий сезон» тоже легко прогнозируем. Этим летом вряд ли «провалятся» Тунис или Хорватия. Слишком многие турфирмы обожглись на этих направлениях и поэтому оба направления достанутся ведущим игрокам. По мнению Натальи Новиковой, директора департамента маркетинга и рекламы VKO Travel, одним из хитов будущего сезона станет Хорватия. Последние два года наблюдается устойчивый рост интереса к этой стране. «Мы хотим в два раза увеличить потоки на этом направлении. При этом главными нашими козырями в конкурентной борьбе станут качественное гидовское обслуживание, надежность и гарантийные блоки в отелях», – замечает Новикова. Пресс-секретарь компании «ТЕЗ-тур» Юрий Щегольков уверен, что абсолютное лидерство в летнем сезоне останется за Турцией.
В компании «Инна-тур» среди модных направлений летнего сезона называются Франция (Лазурный берег), ОАЭ. По словам руководителя компании «Натали Турс» Владимира Воробьева, среди массовых направлений одним из лидеров станет Испания. Сюда планируют приехать около 300 тыс. россиян. Среди основных направлений «высокого сезона» г-н Воробьев назвал также Хорватию и Турцию.
Толкотня среди агентств
Крупные российские туроператоры на монополизированных направлениях все чаще сами определяют, с кем им работать и в кого вкладывать средства. По данным Минэкономразвития, из 6 тыс. российских турагентств реально работают не более 4 тыс. Из них можно насчитать не более 600 агентств, которые дают порядка 80% всего объема российского туризма. Не зря лидеры рынка – VKO Travel, «Нева», «Натали Турс» – заговорили о создании своеобразных агентских клубов, где будут собраны самые прибыльные и надежные турагентства.
Вряд ли это будут поглощения. В агентской среде по-прежнему немало серьезных и весьма самостоятельных компаний, которым дорога независимость. Скорее всего, объединение будет происходить на паритетных началах, с учетом возможностей каждой из сторон. Главное, что может дать такое сближение операторов с агентствами – полноценное сотрудничество в создании турпродукта. Имея прямой выход на клиента, оператор может формировать действительно конкурентоспособные программы. И только тогда агентство станет определяющим «погоду» на нашем рынке, как на всех других развитых туристических рынках мира. Пока каждое агентство специализируется на одном-двух направлениях, но туроператоры будут требовать от них расширения диапазона предложений, и те вынуждены будут осваивать новые направления. Соответственно обострится конкурентная борьба между ведущими игроками на всех массовых направлениях. Укрупнение операторов, в свою очередь, повлечет за собой структуризацию, укрупнение агентского рынка. Конечно, операторы, создав свои клубы, все равно не откажутся от всех остальных агентств, даже от тех, кто присылает пару заявок в год. Вот только расти этим агентствам в новых условиях будет намного сложнее. Им придется соревноваться с теми, кто попал в «ближний круг» крупных операторов и сетевыми агентствами. И многим это может оказаться не по силам.