Шведский синдром

30.06.200300:00

Шведская косметическая компания Oriflame в очередной раз перенесла начало строительства своего завода в России. На этот раз до осени.

Впервые о возведении завода в России, Oriflame заявила еще три года назад. Предприятие должно было стать третьим и самым крупным производством компании (два других завода Oriflame находятся в Польше и Индии). В проект шведы собирались вложить не менее $30 млн, а завершить строительство обещали за полтора года. Пробуксовку в реализации планов гендиректор «Орифлейм-Россия» Йохан Розенберг объяснял тем, что в компании ожидают начала продаж земли в подмосковном регионе.

В начале 2003 года шведы объявили, что начнут строительство этой весной (к тому моменту они уже приобрели земельный участок в районе подмосковного Красногорска), но и тогда планам не суждено было сбыться. Теперь закладка первого камня должна состояться осенью этого года: время нужно, по словам Розенберга, на «согласование всех необходимых документов».

Пока «Орифлейм-Россия» тщетно пыталась воплотить в жизнь собственные амбициозные планы, головная компания в июне приобрела завод Nordium AB в пригороде Стокгольма. По словам CEO компании Свена Матсона, эта покупка позволит Oriflame «достичь значительной экономии в изготовлении косметики и существенно снизить ее себестоимость, что приведет к снижению отпускных цен». Любопытно, что не менее 30% изготовленной на Nordium продукции будет экспортироваться в Россию – на один из самых крупных рынков сбыта компании. В прошлом году объем продаж Oriflame в странах бывшего СССР составил $210 млн из общего оборота компании в $550 млн.

А вот попытка сократить издержки, экспортируя товар из Швеции, выглядит весьма сомнительной. «Шведские компании жалуются на сложности, которые возникают у них с таможней, а также на коррупцию в этой сфере, – говорит Кристина Линнаруд, второй секретарь посольства Швеции, – а для открытия предприятия в России требуется непропорционально большое количество разрешений, что делает проект долгосрочным и дорогим».

Компания Oriflame не единственная шведская фирма, которой сложно находить взаимопонимание с чиновниками в решении земельных вопросов. С похожими проблемами в очередной раз сталкивается мебельный концерн IKEA: компания не получила разрешения на строительство торгового центра в Нижнем Новгороде и вынуждена искать участок за пределами города. Ранее IKEA не смогла привести весомых аргументов в пользу необходимости строительства своих магазинов в пределах Москвы и Санкт-Петербурга, а в апреле потеряла последний шанс открыть магазин в пределах МКАД – управделами администрации президента, еще в 2001 году обещавшее IKEA участок на Кутузовском проспекте, изменило свое решение. Правда, гендиректор «Икеа-Россия» Леннарт Дальгрен объяснил отказ лишь бюрократическими проволочками.

Впрочем, по словам высокопоставленного чиновника правительства, пожелавшего остаться неназванным, IKEA попросту не выполнила своих обязательств перед правительством РФ. Еще весной 2001 года президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер обсуждали возможность списания части российских долгов в обмен на инвестиции в российскую промышленность. Российская IKEA, «дочка» немецкого филиала шведского концерна, фигурировала в качестве одного из участников программы. Но за три года в создание завода «Сведвуд Тихвин» в Ленинградской области IKEA вложила лишь $25 млн от общего объема инвестиций в $400 млн.