Top.Mail.Ru
архив

«Сиамские близнецы» Рубена Варданяна

«Тройка-Диалог» и контролируемый этой инвесткомпанией «Росгосстрах» остались без единого руководства. Рубен Варданян, почти два года совмещавший посты президента «Тройки» и гендиректора «Росгосстраха», решил оставить страховой бизнес на попечение своего партнера Данила Хачатурова.

Согласно официальной версии «Россгосстраха», кадровые перестановки обусловлены возникновением «новых требований к организации повседневного руководства». Однако год назад в интервью «Ко» Варданян тоже говорил о потребности «Росгосстраха» в «ежедневном внимании и оперативном менеджменте» и именно этим фактором объяснял свое нежелание уходить с должности гендиректора страховой компании.

Правда, с тех пор «Тройка-Диалог» и ее соратники по «консорциуму инвесторов» получили контрольный пакет в «Росгосстрахе». Угроза потерять «Росгосстрах» исчезла, зато возникла вполне реальная перспектива развала самой «Тройки».

Первые тревожные симптомы появились еще летом, когда из компании ушел руководитель ее инвестиционно-банковского направления Олег Царьков. По словам бывших коллег, Царькову якобы предложили стать акционером «Тройки», а его не устроила перспектива разделить ответственность за судьбу компании».

 Талант Олега Царькова оказался востребован Виктором Вексельбергом. И теперь человек, которого не без оснований называют «гуру» инвестбанкинга, реализует свои идеи на должности директора по корпоративным финансам ЗАО «Ренова».

А вот в «Тройке» соответствующая должность оказалась заколдованной. Назначенный на место Царькова Рубен Аганбегян спустя месяц перешел в «Ренессанс Капитал». Хотя, когда Аганбегяна звали в «Ренессанс» в 2002-м, он отказался туда идти.

Велик соблазн обвинить в кадровых бедах «Тройки-Диалог» одного из ее акционеров Александра Мамута. Дескать, не каждый бизнесмен согласится доверить операции со своими активами компании, связанной с «семьей».

Но и сам Мамут осенью 2003-го пересмотрел свои взаимоотношения с «Тройкой» и продал принадлежавший ему 10-процентный пакет. Причем решение это было вызвано отнюдь не желанием заработать на курсовой разнице.

По словам источника «Ко», близкого к финансисту, Александра Мамута не устраивало стремление «Тройки» «строить финансовую группу в ущерб прибыльности». Не исключено, что Мамут, будучи одним из акционеров «Ингосстраха», приревновал Варданяна к «Росгосстраху» (тем более что основному владельцу «Ингосстраха» «Базовому элементу» так и не удалось отобрать «Росгосстрах» у «Тройки»).

Во всяком случае, страховой проект стал обходиться главе «Тройки-Диалог» слишком дорого. В буквальном и переносном смысле. Ведь после покупки «Росгосстраха» у Варданяна было не так много свободных средств, чтобы выкупать мамутовскую долю в «Тройке».

С другой стороны, при всех упомянутых издержках отдача от партнерства инвесткомпании с «Росгосстрахом» была минимальной. При наличии 76 «росгосстраховских» филиалов 10-е место, занятое «Тройкой» по результатам сборов заявок на управление пенсионными накоплениями, выглядит более чем скромно. Смеем предположить, что связи Мамута помогли привлечь под управление «Тройки» гораздо больше активов, чем вся «росгосстраховская» сеть.

Но сейчас «Тройка-Диалог» и «Росгосстрах» стали сиамскими близнецами. Они уже в фундаменте «финансового супермаркета», или, как принято называть подобные образования на Западе, banсassurance. И отказ от одного из проектов неизбежно приведет к гибели другого. К тому же есть основания предполагать, что долю Мамута в «Тройке» выкупал не сам Варданян, а Хачатуров. А тот, имея значительные интересы в сфере столичной недвижимости, возлагает очень большие надежды на ипотечный проект, для реализации которого предполагается использовать ресурсы «Росгосстраха» и инвестиционные возможности «Тройки-Диалог».

Неудивительно, что Рубен Варданян принял единственно правильное в создавшейся ситуации решение. Отдал «Росгосстрах» в полноправное владение тому, кто наиболее заинтересован в страховой компании. А сам вновь занялся любимым делом.

Еще по теме