«Сибнефть» по-рязански

Чукотский губернатор Роман Абрамович окончательно простился с «Сибнефтью». Его соратник Евгений Швидлер покинул должность президента пятой российской нефтяной компании. Ему на смену пришел зампредправления «Газпрома» Александр Рязанов.

Назначение было ожидаемым. Считается, что именно Рязанов заставил регионы погасить долги за поставленное топливо, причем не обанкроченными предприятиями, как это происходило раньше, а живыми деньгами. Кроме того, именно он вел переговоры с владельцами «Сибнефти» о покупке их бизнеса.

До прихода Рязанова в «Газпром» в 2001 году его отношения с монополией не складывались. До конца 1990-х годов Рязанов возглавлял Сургутский газоперерабатывающий завод, крупным акционером которого являлся. Предприятие он покинул после конфликта, связанного с приватизацией активов, вошедших в газохимическое подразделение «Газпрома» – холдинг «Сибур». Причиной ссоры с будущим президентом «Сибура» Яковом Голдовским стал отказ Рязанова продавать химическому концерну блокпакет акций ГПЗ. В 1998 году Рязанову даже пришлось провести один день за решеткой – его обвиняли в попытке вывоза чужих денег за границу. Но вскоре обвинения были сняты. В 1999-м против него было возбуждено еще одно уголовное дело – по фактам хищения в крупных размерах имущества Сургутского ГПЗ. До суда тогда тоже не дошло: Рязанова избрали депутатом по Нижневартовскому округу, а следователь, ведущий его дело, был уволен.

Первое, что предстоит сделать Александру Рязанову на посту главы «Сибнефти» – провести перерегистрацию нефтяной компании, сменив место ее «прописки» с Омской области на Санкт-Петербург. Впрочем, по мнению аналитика ИК Rye, Man & Gor Securities Дмитрия Царегородцева, основной задачей Рязанова станет увеличение добычи нефтяного актива монополии. Менеджеры «Сибнефти» предпочитали радикальные методы повышения нефтеотдачи. Если изначально компании удалось нарастить производство в разы, то к настоящему времени добыча «Сибнефти» падает.

По словам главы монополии Алексея Миллера, новый владелец интегрирует персонал нефтяной компании в структуру газового концерна. Впрочем, без пострадавших не обойдется. По мнению Царегородцева, со своим бизнесом придется распрощаться трейдерам «Сибнефти», ответственным за сбыт сырья на Западе. Губернатора Чукотки и его партнеров это не должно расстроить. Взамен на нефть они получат $13 млрд – столько, сколько не зарабатывали за всю историю «Сибнефти». Вместе с зарубежными трейдерами Абрамович расстанется с неприятными воспоминаниями, связанными с данным бизнесом. До настоящего времени Европейский банк реконструкции и развития пытается взыскать $17 млн с бывшего трейдера «Сибнефти» – швейцарской фирмы Runicom. Обвинения ЕБРР касаются также Абрамовича и Швидлера. Продажа нефтяного бизнеса позволит им окончательно избавиться от претензий и сконцентрироваться на футбольных матчах с участием лондонского Chelsea, которые партнеры стараются не пропускать.