Сигналы с дальнего берега
В России Hewlett-Packard продает лишь 3% от общего количества компьютеров, реализуемых ею в регионе EMEA (Европа и Ближний Восток). Тем не менее Россия возвышается на общей карте «гималайским пиком». В прошлом году отечественный рынок компьютерной техники продемонстрировал самый впечатляющий рост среди стран Европы – около 20 %. Компания придает этому показателю большое значение: положительные примеры особенно важны в периоды затишья, когда перспективы весьма туманны.
Падение спроса на компьютерную технику в Европе можно назвать относительным. По мнению вице-президента Hewlett-Packard по региону EMEA Пьера Монмартена, нельзя сказать, что европейцы стали тратить меньше денег на компьютеры. Покупки продолжаются, но они стали более дифференцированными. Осторожнее стали инвесторы. «В различных секторах рынка ситуация складывается по-разному, – продолжает Пьер Монмартен. – Если крупные компании действительно испытывают трудности в связи с экономическим кризисом, то «середнячки» практически не пострадали».
Менеджер HP по работе с корпоративными клиентами в странах EMEA Стефан Випперманн, высказывая «Ко» свое мнение, отметил, что он не удивится, если объемы продаж техники крупным компаниям в Европе будут сокращаться и впредь. Випперманн видит тому несколько причин. Во-первых, прежде чем провести основные закупки, международные компании будут до самой весны тестировать процессор Pentium IV и операционную систему Windows XP. Во-вторых, переход Европы на евро также задержит активные продажи, поскольку при таких переменах потребители обычно не торопятся с покупками.
«В 2002 году в разных европейских странах будут наблюдаться небольшие колебания спроса, – говорит Стефан Випперманн. – В Германии из-за спада в экономике и грядущих в сентябре выборов объем продаж снизится. Но в Англии, Франции, Испании и даже Италии будет небольшой рост. А в Восточной Европе ожидается дальнейший рост спроса. Европа – многонациональный регион, и он менее «реактивен», чем США. Падение в одной стране компенсируется ростом в других. В целом объемы продаж в 2002-м будут выше, чем в предыдущем году, хотя, возможно, и уступят показателям 2000-го и 1999-го».
Конкуренты HP настроены более оптимистично. Летом2001 года CEO компании IBM Лу Герстнер заявил, что затишье на рынке лишь признак наступающего настоящего шторма. «Туризм, медиа-рынок, да и почти весь другой бизнес не смогут долго существовать в своем нынешнем виде», – утверждал он.
Девятимесячный проект
Hewlett-Packard присутствует в нашей стране с 1968 года, но именно в последние годы компания значительно активизировала свою деятельность в России. В прошлом году HP наладила в России производство компьютеров совместно с компанией «Аквариус». HP считает, что наиболее интересны в России два сектора: корпоративный и государственный (в европейской терминологии – общественный), на которые приходится около 90% всех продаж ПК в России. Корпоративный сектор сегодня растет на 20 – 25% в год, а государственный сектор интересен со стратегической точки зрения. В 2001 году правительство приняло программу «Электронная Россия», в соответствии с которой должны резко возрасти закупки компьютеров для бюджетного сектора. Общий компьютерный парк страны к 2005 году должен вырасти вдвое, составив около 15 млн машин.
«В Европе компьютерный рынок замедляет темпы своего развития, в России же наблюдается обратная тенденция. В этих условиях мы сосредоточиваем усилия на «зонах роста», – рассказывает Стефан Випперманн. – В московском офисе HP подобралась агрессивная и профессиональная команда. Она убедила нас в том, что необходимо инвестировать в производство ПК в России. В России очень привлекательный государственный сектор. Он велик, но мы мало знали о нем. Нам нужно было запустить пилотную программу, чтобы понять, какие нас ждут трудности. Совместный проект Hewlett-Packard с «Аквариусом» – это сигнал о нашей готовности к долгосрочным стратегическим инвестициям в Россию. Мы не можем в одном квартале «включать» программы, а в другом «выключать» их. Мы остановили свой выбор на «Аквариусе», потому что это один из наиболее крупных производителей ПК – с конкурентоспособной ценой и хорошим качеством продукта. Нам потребуется от шести до девяти месяцев, чтобы определить дальнейшие пути развития этого проекта. Сегодняшняя ситуация уникальна, и для нас чрезвычайно важно, чтобы российская команда добилась успеха».
Председатель совета директоров группы компаний «Аквариус» Леонид Гольденберг подтвердил, что проект нацелен на государственный и корпоративный рынки. «Объемы инвестиций в совместный проект со стороны HP были значительными, – говорит Гольденберг. – Средства вкладывались в производственный процесс, телекоммуникации и оборудование для тестирования».
«Мы готовы инвестировать в развивающиеся страны и ищем наилучшие площадки для этого. Например, сравниваем нераскрытые возможности российского рынка на фоне очень стабильного польского, – подытоживает Пьер Монмартен. – Мы стремимся показать российскому правительству, что HP обладает гораздо более солидным опытом, чем локальные производители. Мы глубоко понимаем бизнес и яснее других видим пути экономического развития».
Между мечтой и бытом
На конференции Always-on Internet, организованной Hewlett-Packard в Дублине, одним из первых выступающих был директор по информационным технологиям гоночной команды Jaguar Racing Джон Севилл. Jaguar участвует в гонках «Формулы-1» с 2000 года. При помощи информационной инфраструктуры, предоставленной HP, в Jaguar проектируются и испытываются в «виртуальной» аэродинамической трубе новые модели, тестируются материалы, анализируется возможное поведение машины в различных условиях. Во время чемпионата более 100 человек из обслуживающей команды дважды в месяц переезжают из страны в страну, меняя континенты, часовые и климатические пояса. Они ежесекундно отслеживают состояние узлов машины. Едва болид заезжает на пит-стоп, как механики уже имеют полную информацию о том, что нужно делать в первую очередь. Через сеть Ford ISDN в штаб-квартиру Jaguar Racing передаются оперативные сведения о текущей ситуации. По словам Джона Севилла, зависимость команды от инфраструктуры Always-on Internet столь велика, что потеря одного часа связи приведет к поражению в гонке.
«Информационные технологии постоянно удивляют людей, – говорит Пьер Монмартен. – ИТ-продукты находятся на стыке мечты и быта. Большинство вещей, окружающих человека, в том числе и автомобили, изобретено в прошлом. Казалось бы, в нынешнем веке с ними не может произойти ничего принципиально нового. Однако информационные технологии меняют мир. Например, самолет, на котором я летел из Женевы в Дублин, опоздал. Мне пришлось звонить по пяти адресам, чтобы изменить свое расписание на день. Столько же звонков сделала моя секретарь. В будущем же эти звонки будут осуществляться автоматически. Ваш мобильный телефон, «карманный» компьютер, будильник, служба прогноза погоды, служба заказа такси – все будет завязано в единую систему. Если на дорогах возникнут пробки, то будильник зазвонит раньше, а такси придет с учетом заторов. У вас появится больше времени, чтобы работать более эффективно или… ничего не делать».
Стефан Випперманн рисует не менее радужную картину. По его мнению, следующая сфера, в которую проникнут ПК, – это общественный сектор. Компьютеры, подключенные к Интернету, появятся на железнодорожных станциях и аэровокзалах, на заправочных станциях и в гостиницах. Достаточно будет вставить смарт-карту, чтобы получить доступ к своему «виртуальному компьютеру» и продолжать работать так, будто вы дома или в офисе.
Будущее, описываемое Монмартеном и Випперманном, могло бы казаться утопией, если бы не следующий факт: затраты общественного сектора (центральные и местные органы управления, образования, здравоохранения) в Европе на электронные системы управления в прошлом году составили около $1,3 млрд. По оценкам исследовательской компании IDC, на программу eEurope к 2005 году будет потрачено около $4 млрд в год.
Руководитель IDC European Services Марианн Колдинг говорит, что перед поставщиками электронных услуг открываются широкие возможности. Им предстоит создавать инфраструктуру общественного сектора. Преимущество в конкурентной борьбе, по ее мнению, будет на стороне крупных международных компаний. У них больше денег, и к тому же они могут использовать опыт, полученный в одних странах, при решении аналогичных задач в других регионах.
Пять ведущих поставщиков персональных компьютеров в странах EMEA (тыс. штук)
Поставщик | 2000 г. | 2001 г. | Прирост в 2001 г. |
Compaq | 5736 | 5454 | - |
Dell | 3174 | 3660 | 15,3% |
Hewlett-Packard | 2787 | 3140 | 12,7% |
Fujitsu Siemens | 3471 | 3050 | - |
IBM | 2751 | 2357 | - |
Top 5 | 17 919 | 17 660 | - |
Остальные | 19 583 | 18 496 | - |
Всего | 37 502 | 36 155 | - |
Источник: IDC EMEA, предварительные данные
Еще по теме





