Сила убеждения

21.05.201500:00

Джим Мессина недавно победил Дэвида Аксельрода. В Лондоне. В споре за кресла в британском парламенте и место премьер-министра страны: британские консерваторы на недавних выборах в стране ушли в отрыв от либералов, в результате чего появилась необходимость во втором туре. Джим Мессина был политическим советником консерваторов, а Дэвид Аксельрод, как легко догадаться, работал на стороне либералов, и за исходом соперничества двух политтехнологов профессионалы наблюдали с не меньшим интересом, чем за самими выборами. После объявления итогов выборов Джим Мессина появился на телешоу, в котором его спросили об отношении к побежденному Аксельроду. Что-то вроде «Мы коллеги» ответил тогда Мессина, и это святая правда. Оба – американцы, оба работали в избирательных кампаниях Барака Обамы, а в момент электорального затишья в США трудятся за океаном. 

Джим Мессина, бесспорно, высоко поднявшаяся и ярко сияющая звезда политтехнологий, но не только. Как выяснило агентство Bloomberg, он не чужд и корпоративному лоббизму. Например, в интересах транспортной компании Uber, работающей как интернет-агрегатор вызовов такси на многих рынках мира и сталкивающейся на этих рынках с многочисленными проблемами. Как стало известно Bloomberg, в 2012 г., например, Uber крайне неприветливо принимали в Милане, где местные таксисты угрожали водителям Uber скорой расправой. И тогда сооснователь и генеральный директор компании Трэвис Каланик посоветовался с венчурным инвестором Шервином Пишеваром, и тот, зная Джима Мессину, позвонил ему. Результатом стал звонок Мессины послу США в Италии. Он в свою очередь связался с мэром Милана, а мэр дал команду полиции повнимательней отнестись к ситуации и по возможности разрулить ее. Проблема сейчас не разрешена до конца, но накал страстей сбить удалось. 

С Uber Джим Мессина сотрудничает до сих пор. Он же помогает доносить до представителей власти озабоченность, которую вызывают американский сервис Airbnb, компания по торговле подержанными машинами Beepi и Sherpa Ventures того самого Шервина Пишевара. Кроме того, Джим Мессина является членом совета директоров компании кибербезопасности Vectra Network, и можно предположить, что в сферу его компетенций на этом посту входят отнюдь не программные коды, а, скорее, коды отношений с властью.

Те же задачи решает на посту старшего вице-президента Uber по вопросам политики и стратегии бывший прежде сотрудником предвыборного штаба Барака Обамы Дэвид Плафф. Джей Карни, в прошлом пресс-секретарь Белого дома, сотрудничает с Amazon. Кстати, по итогам 2014 г. Amazon увеличил расходы на лоббирование на 37%, до $4,7 млн. 

Технологические компании вообще не скупятся на донесение понимания своей специфики до политиков и госчиновников. Google установил в 2014 г. рекорд по объему годовых расходов на лоббизм – $16,8 млн, что на миллион долларов больше, чем годом ранее. Среди вопросов, по которым Google продвигал свои интересы, были регулирование рынка интернет-рекламы, приватность данных, патенты, трудовое и миграционное законодательство, налоговая реформа и регулирование разработки дронов. Apple Inc. в том же 2014 г. потратила на лоббизм $4,1 млн, что на 21% больше, чем в 2013 г. Но самый значительный скачок зафиксирован у Facebook – на 45%, до $9,3 млн. С другой стороны, Microsoft снизила расходы на 20%, до $8,3 млн, IBM – на 16%, до $5 млн. 

По данным Bloomberg, лоббистским ресурсом пользуются в США и российские компании, и сотрудничающие с ними западные игроки. В частности, Газпромбанк и «Новатэк» с осени заплатили в совокупности около $1,2 млн за услуги вашингтонских лоббистов, отстаивающих их позиции по вопросу о санкциях. Согласно информации Bloomberg, Chevron нанимала лоббистов для того, чтобы не допустить усиления ограничений в отношении «Транснефти». Наняла лоббистов в аналогичных целях и ExxonMobil, привлекшая к работе в том числе и нынешнего государственного секретаря США Джона Керри.

Лоббизм в США, как известно, вполне официальная и довольно жестко регулируемая сфера деятельности, благодаря чему общественность постоянно получает доступ к подобного рода информации. Сейчас, похоже, американская схема начинает прокладывать себе дорогу в Европу, прежде всего в Германию, являющуюся самой мощной экономикой Старого Света. 

Как отмечается в новой книге Ганса Мартина Тиллака Die Lobby-Republik, до объединения Германии в Бонне про лоббистов ничего не было слышно, но столица объединенного государства Берлин кишит ими. По неофициальным оценкам, их сегодня примерно 5000–6000 против 12 000, например, в Вашингтоне. Пропуска в бундестаг выписаны уже сотням лоббистов корпораций. Не то чтобы лоббизма в Германии прежде не было, но им занимались – неспешно и не очень агрессивно – разного рода отраслевые объединения и группы. Теперь же в Германии отмечают появление новых игроков. Лоббистские подразделения в Германии начинают усиливать иностранные PR-агентства. Как сообщает The Economist, агентство Burson-Marsteller за последние пять лет почти удвоило соответствующий штат, доведя его до 25 человек. А такие крупные компании, как Google и ExxonMobil, открывают офисы на берлинской Unter den Linden и других прилегающих к бундестагу улицах. Практически создалось что-то похожее на вашингтонскую К-стрит, где концентрируются лоббистские конторы. 

Впрочем, в Германии им придется нелегко. Взять хоть нынешнее правительство, результат большой коалиции между правыми и левыми. Оно ввело минимальный размер оплаты труда, квоты на представительство женщин в советах директоров компаний и предоставило нескольким категориям работников право выхода на пенсию в 63 года, несмотря на громкие протесты ассоциаций работодателей и самих компаний. Лоббисты интересов собственников недвижимости не смогли заблокировать закон о введении лимита на повышение арендной ставки, который вот-вот вступит в силу. Несмотря на возмущение бизнеса в лице его крупнейших игроков, в Германии продолжается отход от ядерной энергетики и в конце концов политика санкций по отношению к России.

Из недавнего прошлого памятна история о том, как во время первого срока пребывания Ангелы Меркель на посту федерального канцлера, которая, представляя христианских демократов, тогда работала в коалиции со СвДП (Свободная демократическая партия Германии), лобби отельеров проталкивало решение о снижении НДС для отрасли. И в это же время некая гостиничная сеть сделала крупное пожертвование в фонд СвДП. Налог вскоре был снижен. И партия, и отельеры отрицали какую-либо связь между событиями, но в парламентских выборах 2013 г. СвДП уже не участвовала. 

Однако сегодня активность лоббистов такова, что многие в Германии ставят вопрос о разработке системы регулировании интенсивно формирующейся отрасли – по американскому же образцу. Не исключено, что для Джима Мессины откроется новое поле деятельности. Хотя в ближайшее время он будет занят. Его консалтинговая фирма Priorities USA Action работает на Хиллари Клинтон, которая может стать кандидатом в президенты США от демократов на выборах 2016 г.