Силиконовая долина для биологов

 

В конце сентября президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково», тем самым дав старт созданию в России первого государственного иннограда. По замыслу инициаторов проекта, Сколково должно стать одним из двигателей процесса инновационного развития нашей страны. Однако эксперты спорят, насколько эффективно выполнит эту задачу именно государственный проект, ведь у всех перед глазами пример Кремниевой долины, где все делалось без участия властей, силами только частного капитала. «Государство редко является эффективным собственником, – отмечает руководитель Бизнес-инкубатора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Алексей Комиссаров. – Частный бизнес нацелен на результат, на получение денег. Ведь основная задача технопарка состоит не в самих исследованиях, а в востребованности результата этих исследований на рынке». Но с этой формулировкой не совсем согласен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, указывающий на то, что сейчас бизнес весьма неохотно вкладывает средства в инновационные проекты: риски там достаточно значительные, а отдача пока не очевидна. «При этом наша экономика и страна в целом остро нуждаются в инновациях и модернизации, и государству не остается ничего другого, как самому инвестировать в подобные проекты», – резюмирует эксперт. По мере того как ситуация будет меняться, уменьшатся риски, появится перспектива возврата вложенных средств, можно ожидать появления инновационных проектов, реализуемых на частные деньги. Первой ласточкой можно считать создание технопарка «Экополис» в подмосковном Пущино. О нем известно гораздо меньше, чем о проекте «Сколково». Пущино – это наукоград, биологический центр, где сосредоточено более десятка научно-исследовательских институтов. Это научная среда, в которой уже сейчас практически без государственной поддержки растут собственные стартапы. Но у таких маленьких предприятий нет возможности развиваться самостоятельно. Для того чтобы создать даже опытный образец, группе энтузиастов нужно пройти семь кругов ада, ведь у них зачастую не имеется опыта коммерческой деятельности, а тем более знания нормативных актов в области лицензирования, сертифицирования и патентного права. Не говоря уже о том, что создание опытного образца зачастую обходится в колоссальные суммы, которых у ученых нет. У них есть идея, но нет возможности коммерциализировать проект. В этом им и должны помогать условия, создаваемые в технопарках.


Что такое «Маршал Кэпитал Партнерз» (МКП)

Инвестиционная компания основана Константином Малофеевым в 2005 г. и сегодня является одной из ведущих в сфере управления частными фондами прямых инвестиций в России и СНГ. Компания специализируется на долгосрочных инвестициях в акционерный капитал посредством приобретения контрольных или блокирующих пакетов. MКП инвестирует в быстрорастущие компании, являющиеся лидерами в своих сегментах рынка. В настоящее время компания реализует проекты в следующих отраслях: пищевая промышленность, недвижимость и строительство, телекоммуникации, медиа и IT, а также в ряде секторов, ориентированных на потребительский спрос. Среди портфельных компаний МКП холдинг «Нутритек», производитель мобильного контента Solvo и «Маршал Эстейт» (недвижимость, земельный банк и сельхозпроизводство). Общий размер активов фондов под управлением MCP составляет около $1,5 млрд. В июле 2009 г. MКП и Morgan Stanley учредили компанию Mayak Real Estate, предоставляющую услуги по управлению портфелем недвижимости для крупных корпоративных клиентов, а также услуги по управлению фондами недвижимости. В октябре 2009 г. MКП и «Спектрум Партнерз» создали совместную компанию «Маршал Спектрум» по управлению хедж-фондами, инвестирующими на публичных рынках капитала в России и СНГ. Общий объем средств под управлением «Маршал Спектрум» составляет около $100 млн.


 

Точка применения инвестиций

«Пущино – хорошее место для технопарка, ведь это настоящий наукоград. Там сосредоточены сильные математики, биологи, генетики. Я слышал много хороших отзывов о работах Института биофизики клетки, – отмечает Алексей Комиссаров.  – Главная проблема там – это устаревающее оборудование, недостаточно хорошие условия для научных экспериментов. И если удастся соединить пущинские «мозги» с современным оборудованием и инфраструктурой, то проект, безусловно, имеет шансы стать успешным». Но почему инвестфонд «Маршал кэпитал партнерз» выбрал для реализации именно этот проект? Ответ достаточно прост: управляющий партнер фонда Константин Малофеев родился в Пущино, а его родители продолжают работать в одном из местных НИИ. «Ему больно смотреть на нынешнее положение дел в родном городе, – рассказал один из знакомых бизнесмена. – Нынешняя фактическая деградация Пущино стала мотивом для участия в подготовке проекта технопарка компании «Маршал кэпитал партнерз»». Ситуация в Пущино действительно угрожающая: многие бывшие сотрудники биологических институтов уехали в Москву, город стареет, молодые люди после окончания вузов также стараются закрепиться в столице. Поэтому для возрождения нужно создавать там рабочие места для молодежи, а также модернизировать городскую инфраструктуру. Не секрет, что город строился в 1960-х годах прошлого века, и многие коммуникации, а также значительная часть жилищного фонда обветшали. Все это нужно ремонтировать, и без поддержки как государства, так и заинтересованных коммерческих структур, здесь не обойтись.

«Mаршал» как коммерческая компания, обладающая большим опытом и связями в бизнес-кругах, намерена помочь городской администрации создать конкурентоспособный проект технопарка, основанный на передовом опыте других государств в этой сфере», – пояснила «Ко» заместитель генерального директора «Mаршал Эстэйт», руководитель проекта «Экополис» Наталья Чукаева. Именно для этого к работе над проектом был привлечен сингапурский консультант – компания Jurong, являющаяся самым известным в мире дизайнером технопарков. «Привлечение сингапурского консультанта, во-первых, лишний раз доказывает, что частный инвестор видит в Пущино отличные перспективы, раз готов приглашать лучших специалистов для его проектирования. А во-вторых, это означает, что инвестор хочет сразу создать для людей, которые будут трудиться там, наилучшие условия, чтобы повысить их отдачу и обеспечить максимальный комфорт», – отмечает Дмитрий Баранов.


Что такое «Экополис»

Технопарк в подмосковном Пущино, ориентированный на перспективные инновационные направления (биотехнологии, фармацевтика, медицина). Площадь выделяемого под развитие проекта участка – 120 га. Площадь зданий и сооружений – 200 000 кв. м. Количество рабочих мест – 7000. Количество компаний-резидентов – 500.


 

Нет единого рецепта

Опыт других стран в плане создания технопарков показывает, что участие в проектах государства важно, но не является определяющим, «первую скрипку» в любом случае должен играть бизнес. «Успех Кремниевой долины в США напрямую не связан с бюджетными деньгами. Конечно, поддержка государства сыграла значительную роль, но самое важное – это все-таки сопричастность бизнеса», – приводит пример Алексей Комиссаров. Схем создания технопарков и инноградов на Западе множество, каждая из них во многом уникальна. Если брать некую усредненную модель, то она примерно такова: иннограды создавались на средства частного бизнеса, который либо искал новые конкурентные продукты, способные принести хорошую прибыль и вывести компании в лидеры индустрии, либо хотел создать какую-то индустрию с нуля. Коммерческие структуры сотрудничали с учебными и научными заведениями, открывали им финансирование, институты и университеты предоставляли свои помещения и оборудование, сами же работы выполнялись сотрудниками и студентами вузов. Частный инвестор брал на себя защиту интеллектуальной собственности, лицензирование и сертификацию получившейся продукции, начинал ее промышленный выпуск.
Пример Кремниевой долины в США – один из самых известных, но далеко не самый показательный, так как она формировалась еще в 1950-х годах прошлого века. «Одной из наиболее успешных схем запуска венчурной индустрии и переориентации экономики на инновационно ориентированную модель является модель Израиля Yozma (что на иврите значит «инициатива»), во многом основанная на интеллектуальном потенциале российских ученых-эмигрантов», – рассказывает Вероника Чекина из ФЦ «Инфина». Модель предполагала создание государственного венчурного «фонда фондов» и последующее развитие 10 частных фондов с участием властей каждый с капиталом $20 млн или более. Управление фондом должна осуществлять израильская частная компания. Это пример, когда практически вся инициатива передается в руки коммерческих структур. В Канаде ситуация с поддержкой инновационных разработок несколько иная. Там правительством была инициирована Программа содействия промышленным исследованиям (Industrial Research Assistance Program – IRAP49), в рамках которой реализуется стратегия по стимулированию канадских малых инновационных предприятий. Программа обеспечивает стратегический доступ малых предприятий к информации, ресурсам и финансированию для того, чтобы они могли коммерциализировать результаты разработок. Она финансируется в первую очередь за счет государства.

 

На те же грабли

Сколько стран, столько и примеров стимулирования инновационного развития экономики. Единого рецепта для всех нет. Однако не стоит забывать, как еще совсем недавно в России строились технопарки: региональные власти часто возводили вместо них обычные бизнес-центры, а вместо жилья для молодых ученых – недвижимость на продажу. Причем все это делалось по большей части на средства федерального центра. Еще один пример – Дубна. Туда вложили много казенных денег, но пока обнаружилось не так много желающих переезжать в наукоград, несмотря на все льготы. «Потому что бизнесу нужны кадры, а они в Дубне хоть и есть, но их меньше, чем в Москве. Непонятно, как туда переехать. Уговаривать своих сотрудников менять квартиры? Или увольнять и нанимать других?» – недоумевает генеральный директор Contour Components Владимир Некрасов. Нужны также контакты с клиентами, которые все в Москве. Как итог: средства из казны потрачены, а отдача оказалась минимальной. Другое дело коммерческие структуры, которые не могут позволить себе роскошь выкидывать ресурсы на ветер. Прежде чем начнется финансирование пущинского проекта, наверняка будет проведен всесторонний анализ эффективности инвестиций и отдачи, которую они принесут. Тем более что компания «Маршал кэпитал партнерз» обещает взять на себя решение в том числе и социальных вопросов региона. «Создание современного научно-производственного комплекса является стратегическим направлением развития наукограда Пущино. В перспективе мы рассчитываем на возвращение в город тех, кто в свое время уехал не только в Москву, но и за рубеж. В первую очередь речь идет конечно о молодых кадрах, для которых в городе будут созданы все условия для плодотворной работы и комфортной жизни», – заключает мэр города Пущино Иван Савинцев.