Силиконовые брахманы
Средневековая Индия была одним из центров передовой науки. Европейская колонизация превратила ее в поставщика пряностей и сельхозкультур. В конце ХХ века страна, в которой грамотой владеет лишь чуть более половины населения, стала лидером на мировом рынке офф-шорного программирования. Однако на позиции Индии уже покушаются китайские конкуренты.
Европейцы добрались до Индии в XVI веке. Сначала вывозом пряностей из Индии в Европу занимались голландцы и португальцы. В XIX веке на смену им пришли англичане. Индия превратилась в поставщика пряностей и технических сельскохозяйственных культур для Британской империи, но именно англичане заложили основы для вхождения Индии в современную экономику. Индия завоевывала мировые рынки совсем не так, как «тигры» и «драконы» из Юго-Восточной Азии. В Индии не было генерала-диктатора, который мог бы железной рукой вывести страну в авангард мировой экономики. Движущей силой Индии стала воспитанная в лучших британских традициях национальная элита (она была необходима англичанам для управления огромной страной), получившая превосходное образование в основанных англичанами же учебных заведениях и опиравшаяся на созданные колонизаторами политическую и судебную системы.
Меж двух лагерей
Когда в 1947 году Индия добилась независимости, страна представляла собой диковинное зрелище: политическая структура, скопированная с вестминстерской системы власти, была наложена на аграрную экономику. Индия не стала рвать отношений с бывшей метрополией и осталась членом Британского содружества. В наследство от англичан стране достались прекрасная сеть железных дорог, покрывавшая всю страну, и несколько крупных промышленных предприятий – таких, как металлургический завод в городе Тата. Индия взяла курс на регулируемую смешанную экономику: государственный и частный секторы дополняли друг друга. Частный сектор тогда был очень слаб и не располагал ресурсами, необходимыми для строительства крупных промышленных объектов (премьер-министр Индии Джавахарлал Неру называл их «новыми храмами» современной Индии).
Экономическому развитию страны способствовала и политика неприсоединения. В годы «холодной войны» Индия выгодно сотрудничала сразу с двумя противоборствующими лагерями. Советский Союз помогал развивать государственный сектор, а западные страны помогали частным компаниям.
Индийцам пришлись по душе советские пятилетки, и в 1951 году страна вступила на путь планового развития. Под контролем государства оказались наиболее трудоемкие и дорогостоящие отрасли – металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ядерная энергетика. Результаты оказались весьма впечатляющими: за неполных полвека с момента обретения независимости аграрная Индия превратилась в члена космического и ядерного клубов.
В то же время индийское правительство поддерживало развитие частного сектора. Частный капитал работал в сельском хозяйстве, легкой промышленности, медицине и в секторе сервиса.
Мозги или руки?
Крах Советского Союза заставил Индию пересмотреть свою экономическую политику. В 1991 году правительство страны, не отказываясь от пятилеток, заявило о либерализации экономики и решило уменьшить свою долю в экономике с 50% до 23%. Индия сняла ограничения на 2300 позиций по импорту и ввела таможенные льготы. Результат не заставил себя ждать: в 1994 года экономика выросла на 7% (против четырехпроцентного роста в предыдущие годы). Объем иностранного капитала, вложенного в индийскую экономику, ежегодно увеличивается на $10 млрд. Среди инвесторов – компании General Motors, Toyota, Hewlett-Packard, IBM. Сегодня на частный сектор приходится 75% ВВП Индии. К концу 90-х годов ХХ века по темпам развития Индия приблизилась к «азиатским тиграм».
Индийцам пришлось искать нишу, которую бы они могли занять в мировой экономике. Тут-то и сгодилась созданная англичанами система элитарного образования. По оценке Всемирной ассоциации университетов, в конце 1990-х Индия со своим научным потенциалом входила в число 20 ведущих научных держав мира. При этом по уровню грамотности населения, как считают эксперты ООН, страна находится на 138-м месте в мире.
Математики – выпускники индийских университетов стали создателями нового для страны сектора информационных технологий. Индийские программисты готовы были работать за гораздо меньшие деньги, чем их западные коллеги, но даже с учетом этого обстоятельства далеко не все индийские программисты могли найти себе применение на родине, где 76% составляет сельское население. Зато они пришлись ко двору в США. Массовая эмиграция из Индии в США началась в 1970-е. Многие из переехавших тогда в США индийских программистов уже к середине 1980-х заняли руководящие посты в технологических компаниях Силиконовой долины. Они-то впоследствии и обеспечили заказами производителей программного обеспечения (ПО) в Индии.
Парки в джунглях
Индийская индустрия ПО «заточена» под так называемое офф-шорное программирование – написание простых, но трудоемких программ на заказ. Сегодня индийские производители ПО получают 85% своих доходов от офф-шорных контрактов. Успеху индийских программистов на мировом рынке способствовали два фактора: низкие цены индийских подрядчиков и мощная государственная поддержка. Важную роль сыграло и то обстоятельство, что индийские специалисты свободно владеют английским языком – это еще одно наследие колонизации.
Центрами развития офф-шорного программирования стали технопарки – своего рода свободные экономические зоны. Государство предоставляло компаниям территорию, инфраструктуру и льготы. Фирмы, работающие в технопарках, на пять лет освобождаются от всех внутренних налогов и на десять лет от подоходного налога. Кроме того, они не платят налогов на импорт, пользуются упрощенной процедурой получения экспортных лицензий, а также имеют льготные тарифы на электроэнергию и связь. Решение о создании технопарков было принято индийским правительством в 1985 году. Первый технопарк появился в Бангалоре, а затем такие же свободные экономические зоны были созданы в Мадрасе, Хосуре, Дели, Бомбее и других городах. Бизнес-схема оказалась удачной: если в 1985 году объем экспорта индийского ПО составил $5 млн, то к 2001 году он увеличился на порядок – до $5,7 млрд.
В 2001 году в 13 индийских технопарках действовало около 1,3 тыс. компаний-разработчиков, в которых работали 450 тыс. сотрудников.
Разработчики ПО из Индии предоставляют свои услуги 200 из 500 крупнейших компаний мира. Около 60% заказчиков – американские компании, еще 20% заказов индийцам обеспечивает Европа. В итоге на долю программистов приходится около 14% индийского экспорта и 2% валового национального дохода. Рост индустрии ПО способствовал буму спроса на компьютеры: на стыке второго и третьего тысячелетий индийский компьютерный рынок рос со скоростью 30% в год. IBM уже открыла в Индии сборочное производство, об аналогичном намерении заявила Dell.
Китайский дракон готовится к прыжку
Тем не менее перспективы индийской индустрии ПО туманны. По словам главы индийской ассоциации компаний – производителей программного обеспечения NASSCOM Фируза Вандревалы, ассоциация озабочена снижением качества работ по иностранным контрактам, которое наблюдается в последние два года. В 2002 году NASSCOM намерена разработать специальный кодекс для индийских компаний, который будет регламентировать стандарты качества. Не лучшим образом повлияли на индийский сектор ПО теракты в США осенью прошлого года и политическая нестабильность в соседних Афганистане и Пакистане.
Но главная проблема – это растущая конкуренция со стороны компаний из стран Юго-Восточной Азии. Весь последний год индийская индустрия ПО только и обсуждает укрепление позиций Китая на мировом рынке программного обеспечения. Индийцы всерьез опасаются, что китайцы потеснят Индию с лидирующих позиций в этом секторе. Руководители NASSCOM все же надеются, что Китай не будет представлять для них реальной угрозы минимум до 2005 года. «Индийская индустрия ПО обгоняет китайскую не только по объемам прибыли, но и по качеству продукции и квалификации кадров», – полагает вице-президент ассоциации Сунил Мехта. По его данным, Китай к 2005 году планирует довести годовой объем экспорта ПО до $1,5 млрд, а Индия в том же году надеется получить от поставок программного обеспечения на мировой рынок $23 млрд. Однако ценовая политика китайских конкурентов наносит ущерб индийцам уже сегодня. Год назад ведущие индийские производители ПО брали с американских заказчиков от $75 до $90 за час работы программиста. Сегодня в Индии есть фирмы, согласные работать и по расценкам от $6 до $9 за час. А индийский эксперт Махеш Мурти убежден, что скоро китайцы начнут работать за $3 в час, и это неминуемо приведет к краху индийских компаний.