Силы тока
История с арестом полковника Дмитрия Захарченко и 8 млрд руб., обнаруженными в квартире его сестры, может кардинально повлиять на, казалось бы, замороженную три года назад реформу электроэнергетики.
В преступных схемах сотрудника МВД могут оказаться задействованными бывшие топ-менеджеры ФСК ЕЭС, которые якобы давили на частные компании, чтобы их владельцы поделились собственностью. Именно врио начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД РФ Дмитрий Захарченко курировал все крупные компании в энергетическом комплексе страны.
Борьба бульдогов
«Истрия с задержанием Захарченко подтверждает несколько тезисов. Во-первых, ведется серьезная антикоррупционная работа по всей стране без оглядок на персоналии. Во-вторых, очевидно ослабление определенных силовых группировок. В-третьих, развернулась борьба за контроль над финансовыми потоками крупных компаний, – говорит исполнительный директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов. – Повторяется история 2008 г.: пирог становится меньше, борьба за денежные потоки обостряется. Плюс очередной цикл кадровых перестановок, когда выгодно использовать компромат для лоббирования своих интересов и продвижения нужных людей». По его мнению, размеры коррупционной ренты сегодня таковы, что ее сокращение хотя бы на четверть позволит даже в условиях санкций и экономического кризиса перезапустить экономику. Президент Путин это понимает и дает зеленый свет борьбе с коррупцией.
Другое дело, что на этом фоне запущен процесс передела власти между силовиками и отстраивается новая вертикаль. Сначала ликвидировали Госнаркоконтроль и Федеральную миграционную службу. Создали Нацгвардию, породив ее конфликт с МВД. В отставку отправили главу Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова и директора ФСО Евгения Мурова (его сын как раз возглавляет ФСК ЕЭС), пожалуй, одних из самых преданных Владимиру Путину людей.
Несмотря на волну компромата, на своем месте удержался генпрокурор Юрий Чайка, сохранил должность председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Началось противостояние ФСБ и Следственного комитета, разборки в ГУЭБиПК МВД. Новым руководителем службы экономической безопасности ФСБ стал Сергей Королев, а управление «К» ФСБ возглавил Иван Ткачев, бывший руководитель 6-й службы управления собственной безопасности ФСБ РФ (главный в этом ведомстве по борьбе с коррупцией). Ткачев играл основную роль в деле экс-руководителя главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Дениса Сугробова. Управление «К» занимается контрразведывательным обеспечением кредитно-финансовой сферы. «В последнее время позиции Следственного комитета серьезно ослабли, – отмечает Григорий Добромелов. – Практически все крупные дела ведет управление «К» ФСБ, и, таким образом, получается диспропорция, которая будет только усиливаться». «Путин меняет окружение, – констатирует директор центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. – На место доверенных питерских силовиков, считающих, что у них есть собственная повестка дня и она может быть встроена в президентскую повестку, приходит молодое поколение адъютантов, готовых делать все, что поручат».
По мнению опрошенных «Ко» политологов, стратегические многолетние связки силовиков распадаются. Уже нет альянса Сечин–Патрушев–Устинов, распалась связь между Муровым и Золотовым, Бортниковым и Сечиным. Альянсы сейчас создаются исключительно тактические – под выполнение тех или иных задач. Впрочем, говорят, что глава «Роснефти» находится в хороших отношениях с набирающим силу руководителем ФСБ Александром Бортниковым. Административный ресурс Игоря Сечина всегда был силен, и разрешение на покупку «Башнефти» – лишнее тому подтверждение. Вот только с электроэнергетикой глава «Роснефти» пока притормозил. Вопрос, надолго ли.
Не дали развернуться
Накануне своего ухода из правительства, в мае 2012 г., вице-премьер Игорь Сечин предложил создать национальную сетевую компанию, объединившую «Холдинг МРСК» (распределительные электрические сети) и ФСК (магистральные сети). Контроль над новой структурой должна была получить ФСК, а владельцем акций должен был стать «Роснефтегаз» (материнская компания «Роснефти»), исторически курируемый бывшим вице-премьером Сечиным.
Предполагалось, что возглавит новую монополию протеже Игоря Сечина, тогдашний глава ФСК Олег Бударгин. Но против этого восстало новое правительство. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что нет смысла в переходе сетевых организаций на единую акцию. Его поддержал министр энергетики Александр Новак, а вице-премьер Аркадий Дворкович написал президенту Путину письмо, где назвал объединение противозаконным. По его мнению, консолидация активов с «Роснефтегазом» могла привести к нежелательной приватизации стратегических предприятий. В результате был найден компромисс. В ноябре 2012 г. Путин подписал указ, согласно которому ОАО «Холдинг МРСК» (владеет контрольными пакетами 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний и пяти РСК) переименовали в ПАО «Российские сети». В капитал этой компании в качестве вклада государства было внесено 79,55% акций ОАО «ФСК», что поставило его на один уровень с дочерними МРСК. С одной стороны, центром консолидации сетевых компаний стал именно «Холдинг МРСК», а не ФСК, но с другой стороны, возглавил его Олег Бударгин, бывший руководитель ФСК.
Кто пришел
Глава «Россетей» – типичный представитель плеяды комсомольских номенклатурных работников, умеющих выстраивать отношения с вышестоящими руководителями. Олег Бударгин родился на Камчатке, но считает себя норильчанином, поскольку перебрался в Норильск еще в детстве. В 1982 г. он с отличием окончил Норильский индустриальный институт, а после службы в армии устроился на работу на Норильский горно-металлургический комбинат (НГМК).
После работы в «Норильскстрое», где большую часть времени уделял общественной работе, Бударгин начал продвигаться по партийной линии, периодически возвращаясь на комбинат. Работал в Норильском горкоме КПСС, был замглавы администрации Норильска. Затем в 1995–1997 гг. работал заместителем генерального директора НГМК по персоналу. На пост главы Норильска Бударгин выдвигался не без поддержки гендиректора НГМК Александра Хлопонина, по просьбе которого замом в его администрации стал заместитель директора по экономике комбината, а ныне министр энергетики Александр Новак. Пост главы управления социальной политики и персонала НГМК в 1999–2000 гг. занимала вице-премьер правительства Ольга Голодец.
На посту губернатора Таймырского АО Бударгина рассматривали как преемника Александра Хлопонина, а после объединения округа с Красноярским краем и Эвенкийским АО Бударгин стал заместителем полпреда в Сибирском федеральном округе. В полпредстве он курировал инвестиционные проекты, но стремился к самостоятельности.
В Красноярске его не мог не заметить глава президентской администрации Игорь Сечин. «Опытный политик, человек системы, разбирающийся как в хозяйственных, так и в политических вопросах», – так характеризует Бударгина красноярский политолог Сергей Комарицын. Бударгина прочили на должность губернатора Камчатки, но этого не произошло – чиновника вызвали в Москву. На пост председателя правления ФСК он был выбран в 2009 г.
В 2011 г. Олег Бударгин получил дополнительную поддержку. Министром энергетики был назначен его бывший подчиненный Александр Новак. «В правительстве оказалась группа людей, представляющая так называемое пакетное соглашение Михаила Прохорова», – говорит Григорий Добромелов. Сам бывший партнер Владимира Потанина в «Норильском никеле», как рассказывал Forbes, отказался от высокого поста в правительстве, но ему удалось провести в Белый дом трех своих людей. Новак работал заместителем министра финансов еще при Алексее Кудрине. Креатурами Прохорова также считаются Александр Хлопонин и Ольга Голодец, пополнившая штат вице-премьеров с компетенцией по социальным вопросам. Выпускница экономфака МГУ много лет работала главным кадровиком «Норильского никеля», а с 2010 г. ведала социальными вопросами в мэрии Москвы. «В последние несколько лет Хлопонин дистанцировался от Прохорова. Александр Новак также отстраняется от предыдущих связей, показывая, что он в первую очередь эффективный министр в команде Медведева и Путина, а не личный лоббист тех или иных интересов», – подчеркивает Добромелов.
Самолеты, яхты, оптимизация
В ФСК Бударгин почти не проявил себя. Все стратегические решения принимались в правительстве, а он лишь брал под козырек. Но если говорить об операционной деятельности, то у ФСК при предыдущем руководителе были большие проблемы.
Результаты проверки Счетной палаты за 2011–2013 гг. оказались неутешительными: износ оборудования подстанций достиг в 2013 г. 86,5%, линейных объектов – 71,7%.
За три года основные финансовые показатели ФСК резко пошли вниз. Если в 2011 г. результат финансово-хозяйственной деятельности составлял почти 49 млрд руб., то в 2012 г. – только 7,3 млрд. В 2013 г. компания и вовсе ушла в минус – на целых 8,1 млрд руб. Налоговая база для исчисления налога на прибыль снизилась более чем в семь раз. Очевидных оснований для этого не было. За четыре года тариф на услуги ФСК вырос на 53%, а выручка – только на 39%.
Тем временем операционные расходы, главным образом за счет расходов на управление, увеличились почти на две трети. В 2010 г. была запущена программа «Небо» по оптимизации расходов на перелеты топ-менеджмента. Каким образом оптимизировали? Например, взяли в долгосрочную аренду на семь лет самолет Bombardier. Контракт, включавший обслуживание и прочие платежи, стоил 1,3 млрд руб. Или купили яхту, которая по документам стояла на причале в Сочи и выходила в море только для прогрева двигателей.
Аудиторов также удивила программа заимствований ФСК. В 2010–2013 гг. компания активно привлекала деньги через облигационные займы. Из общих 184 млрд руб. около 100 млрд руб. составили средства Внешэкономбанка. С точки зрения аудиторов, госкомпания вообще не должна была привлекать средства на реализацию инвестпрограммы через облигационные займы. Более того, как установила проверка, полученные деньги не пошли на модернизацию: значительная часть была потрачена на покупку банковских векселей.
Впрочем, результаты проверки Счетной палаты были обнародованы в 2014 г., когда Олег Бударгин уже возглавлял «Россети» (с июня 2013 г.), а ФСК оказалась у него в подчинении.
В убытках
Имея за спиной мощного союзника в лице Игоря Сечина, Бударгин не первый год пытается консолидировать сетевые компании, полностью подчинив «Россетям» ФСК. Ему противостоит глава ФСК Андрей
Муров, сын теперь уже бывшего директора ФСО Евгения Мурова. В 2013 г. они считались соперниками в борьбе за пост руководителя «Россетей», а сейчас каждый тянет одеяло на себя.
Дело в том, что «Россети» не ведут операционную деятельность, выручка по РСБУ (без учета дочерних обществ) в 2014 году – 6,2 млрд руб., из них 3 млрд руб. получено за счет участия в других организациях, а 2,8 млрд руб. – за услуги, которые компания оказывает своим «дочкам» и выставляет по ним счета. Себестоимость услуг, по отчетности за 2014 г., – 3,1 млрд руб. При этом ФСК обеспечивает заметную часть доходов холдинга: ее дивиденды в пользу «Россетей» по итогам 2014 г. превысили 1 млрд руб. За 2015 г. ФСК получила чистую прибыль по МСФО в размере 44 млрд руб., за первое полугодие 2016 г. – еще столько же. На ФСК приходится и заметная часть бизнеса материнской компании. Так, инвестпрограмма ФСК в 2015 г. составила 102 млрд руб., «Россетей» – 347 млрд руб. Контролирует денежные потоки ФСК самостоятельно, и это не устраивает Олега Бударгина, а также и то, что де-факто управленческие решения в ФСК принимаются во многих случаях автономно. Но если ФСК зарабатывает, то «Россети» до недавнего времени несли убытки.
По данным аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова, на конец 2015 г. накопленный убыток холдинга по РСБУ достиг 234 млрд руб. Основная причина – в обесценении более чем в четыре раза финансовых вложений в акции дочерних компаний за последние три года. За 2014–2015 гг. рыночная цена акций самих «Россетей» снизилась на 72%, как следствие, стоимость чистых активов оказалась ниже уставного капитала. С начала 2016 г. положение «Россетей» стало меняться. Чистая прибыль по итогам первого полугодия составила 53,8 млрд руб. В конце сентября Олег Бударгин даже заявил, что компания готова выплатить дивиденды государству в размере 50% от прибыли. Но до сих пор акционеры компании дивидендов не видели.
Перевес
На фоне финансовых проблем руководители «мамы» и «дочки» постоянно конфликтуют. Так, в начале года обе компании предложили две стратегии развития отрасли, по сути, противоречащие друг другу. Олег Бударгин хочет лишить ФСК стратегического статуса и приравнять ее к остальным дочерним структурам. Таким образом, холдинг получил бы контроль над ее крупнейшими инвестпроектами. «Россети» также настаивали, чтобы их представители занимали не два, а 6 из 11 мест в совете директоров ФСК, и требовали интеграции казначейства компании в холдинговое.
Андрей Муров предлагал альтернативную схему структурной реформы. «Россети» сохраняют только сетевые компании в стратегических регионах – МОЭСК, «Ленэнерго» и убыточную из-за неплатежей компанию «МРСК Северного Кавказа». ФСК же берет на себя электросетевой комплекс Дальнего Востока: выкупает 100% Дальневосточной распределительной сетевой компании (ДРСК) у «РАО ЭС Востока» (входит в «Русгидро») и получает в капитал сетевые активы государственной ДВЭУК. Кроме того, ФСК хочет получить в управление относительно благополучное ПАО «МРСК Сибири». Остальные МРСК (около десяти крупных компаний) нужно приватизировать.
Фактически речь идет о разделении холдинга надвое: ФСК остается дочерней структурой «Россетей», но с условием операционной и финансовой независимости. И убыточные активы на Дальнем Востоке – плата за независимость. Энергетики Дальнего Востока могут получить в перспективе деньги на инвестпроекты ФСК. «Крупнейшими проектами в ДФО на среднесрочную перспективу являются: внешнее электроснабжение БАМа и Транссиба, развитие энергоинфраструктуры трубопроводов Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и «Сила Сибири», присоединение к ЕНЭС центрального энергорайона Якутии, электроснабжение территорий опережающего развития, крупных предприятий, месторождений и др.», – рассказали «Ко» в ФСК.
«Изначально в ходе реформы РАО ЕЭС предполагалось, что будут созданы две компании: одна, которая занималась бы эксплуатацией магистральных сетей, другая – распределительных. Потом появилась идея холдинга, куда слили все МРСК, затем в рамках «Россетей» состоялась интеграция всего сетевого хозяйства, – рассказывает старший эксперт фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. – Сложно сказать, что предпочтительней. В мировой практике одинаково успешно работают и модель с высокой централизацией энергохозяйства (Франция), и децентрализованная модель (Германия)». По его мнению, чрезмерная интеграция в российских условиях с огромной протяженностью сетей снижает свободу компании в решении финансовых вопросов и затрудняет тарифное регулирование. В одной компании сложно понять, куда идут деньги. Главное объяснение передачи контроля над ФСК в «Россети» – это экономия на административных и управленческих издержках. Но по факту это редко происходит. Крупная структура всегда имеет тенденцию к расширению.
«Преимущества единой компании – эффект масштаба, что присуще естественным монополиям, – отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Наталья Прохорова. – Но перераспределение прибыли от более маржинальных компаний убыточным в рамках одной структуры демотивирует». По ее мнению, сегодняшнее взаимоотношение ФСК и «Россетей» – это компромисс между двумя моделями.
Госсеть
Минувшей весной правительство не согласилось ни с Муровым, ни с Бударгиным. ФСК сохранила собственное казначейство, а «Россети» – МРСК. Но расстановка сил начала меняться. «Россети» добились возможности напрямую влиять на формирование состава совета директоров ФСК и теперь могут увеличить до шести число представителей холдинга в совете. В конце июня по инициативе материнской компании первым зампредом правления ФСК был назначен бывший директор департамента строительства Минобороны Роман Филимонов, а в конце августа Олег Бударгин стал председателем совета директоров компании. До этого совет возглавлял курирующий энергетику заместитель главы Минэнерго Вячеслав Кравченко. «Замминистра поддерживал Андрея Мурова», – говорит партнер юридической компании TM Defence Олег Жуков. «Ресурс Мурова после отставки его отца, имевшего прямой доступ к первому лицу, серьезно ослаб, – констатирует Павел Салин. – На доли пирога, которые долго оставались нетронутыми, сразу нашлись претенденты». По мнению экономиста Никиты Кричевского, конфликт между ФСК и «Россетями» – это выяснение отношений между силовиками и хозяйственниками. «Сегодняшняя экономическая ситуация в стране требует не силового, а хозяйственного подхода. С точки зрения пополнения доходов бюджета без хозяйственников сегодня никак», – считает эксперт. Добавить сюда историю с полковником Захарченко, и становится ясно, что дело складывается не в пользу главы ФСК.
В отличие от Мурова, Бударгин усиливает административный ресурс. «У Игоря Сечина сильное лобби в правительстве, – говорит старший аналитик ГК «Альпари» Роман Ткачук, – о чем свидетельствуют последние новости о покупке «Роснефтью» «Башнефти». Ситуация в электроэнергетике также развивается по сечинскому сценарию консолидации отрасли по варианту «Россетей». По мнению эксперта, Игорь Сечин – сторонник консолидации во всех отраслях, и в энергетике в скором будущем может появиться госсеть, аналог «Газпрома».
Объединяй и властвуй
МРСК и ФСК были образованы в рамках реформы электроэнергетики, которая привела к упразднению монополиста – РАО «ЕЭС России». ОАО «Холдинг МРСК» образовано в 2008 г. и управляет большей частью сетей среднего напряжения России, объединяя в своей структуре 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). Его основной источник дохода холдинга – дивиденды «дочек».
ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС) создано в 2002 г. ФСК ЕЭС – монополист в области управления магистральных электрических сетей высокого напряжения.
ПАО «Россети» создано в 2012 г. в результате присоединения ФСК к «Холдингу МРСК».