Top.Mail.Ru
архив

Синдром вуайера

Стремительное распространение экранных форм культуры (кино, ТВ, видео, персональных компьютеров, Интернета - вплоть до виртуальной реальности) явилось одним из наиболее очевидных результатов присущего человеку и человечеству в целом синдрома подглядывания - вуайеризма. Желание увидеть то, что, в соответствии с нормами той или иной культуры (а нормы эти разные), должно быть скрыто от посторонних глаз, свойственно, по-видимому, каждому из нас. У некоторых людей это желание гипертрофированно. Тогда и можно говорить собственно о вуайеризме как о патологии. Все помнят многочисленные триллеры, где потенциальный убийца (в той или иной степени психопат) следит за раздевающейся или предающейся сексуальным утехам жертвой. Но смотрели-то мы - "нормальные" люди, и экран удовлетворял тайную страсть, делая ее культурно приемлемой.

Более радикальные формы прямого вуайеризма находятся на грани (порнография) или за гранью (death watch - "наблюдение за убийством") допустимого.

Есть и более сложные формы указанного выше синдрома. Публичное раздевание может быть не физическим, а психологическим. Здесь опять-таки искусство (в том числе и самое "высокое") может служить эрзац-сатисфакцией. Вымышленные или основанные на реальных событиях сюжеты художественной литературы издавна строились на пагубных страстях. От "Медеи" до "Идиота", не говоря уже о маркизе де Саде, потенциально невыносимые коллизии представлялись на суд читающей и пишущей публики. Игровое кино и телевидение придавали и придают этому бурлению колдовского зелья дополнительный эффект достоверности.

Но этого оказывается мало. Сидящий в нас вуайер требует все более сильных эффектов. И их обеспечивает современное телевидение, причем отечественное - в значительно более сильных дозах, нежели западное, о тлетворном влиянии которого так любят рассуждать наши политики.

В советское время наиболее непристойными, помимо съездов КПСС, мне казались передачи под рубрикой "От всей души". Подлинные сильные и интимные эмоции героев, на мой взгляд, не подлежали публичной демонстрации. Порнография "душизма" получила свое развитие в "Окнах" ТНТ, где актеры (не важно, профессионалы или любители) разыгрывали страсти посильнее, чем "Фауст" Гете или даже латиноамериканский сериал.

Следующий шаг сделали "Реалити-шоу" - сублимированные наследники "Лайф-шоу", сценических половых актов и оргий. Даже культурологу было трудно определить, какой эффект "сильнее" - физический (сексуальные игры либо сидение на унитазе) или сублимированный (отношения между участниками). Я полагаю, что садомазохизма бывает больше в последних.

И наконец раскрылись все цветы: "Дом", "Голод", "Пусть говорят", вплоть до "Сексуальной революции" в спутниковом "Дамском клубе". Зашкаливание рейтингов подобного рода шоу на главных каналах страны свидетельствует о всеобщем распространении синдрома вуайеризма.

И тут закрадывается крамольная мысль: ведь вуайеру, как минимум, необходим напарник, находящий наслаждение в самодемонстрации, - эксгибиционист. Это он неожиданно распахивает пальто в темной подворотне, выставляя напоказ проходящим девочкам свои гениталии. Именно в таком виде наше государство нередко предстает на экранах телевизоров.

В одном из французских фильмов (не помню, в каком, но помню, что женщину-полицейского играла веснушчатая Марлен Жобер) в ответ на распахнутое пальто эксгибициониста героиня распахивала курточку и демонстрировала... пистолет. Пальто быстро прикрывало причинное место... Тоже, конечно, не выход...

 

Еще по теме