«Система» на обочине
Владимир Евтушенков мечтал о сделке с германским производителем микрочипов три года. Но состояться ей не помогла даже протекция президента РФ Дмитрия Медведева. Почему отказали российской компании в пользу американской Intel?
Кризис сильно ударил по Infineon. Несмотря на внушительные объемы продаж, чистый убыток за апрель–июнь 2009 года составил 401 млн евро. Сказалось и падение стоимости микрочипов на рынке, производством которых занималась ее «дочка» – компания Qimonda. Экспериментировать с новыми рынками сбыта Infineon было уже не под силу, и производитель микроэлектроники решил не распыляться и продать убыточное подразделение. Решение оказалось верным. Чистая прибыль Infineon в последнем квартале 2010 финансового года (завершился в сентябре) возросла до 36 центов на акцию, или до 390 млн евро. Дивиденды, которые перепадут акционерам, – 10 центов на одну бумагу. Годом ранее чистая прибыль составляла всего 1 цент на акцию (11 млн евро). Прогнозы заманчивые: главный исполнительный директор Infineon Питер Байер говорит об увеличении объема выручки в 2011 г. на 10% при условии, что курс евро будет $1,4. Еще вчера такие цифры казались недостижимыми.
Лакомый кусок
Нынешние финансовые результаты Infineon отражают ситуацию в индустрии микроэлектроники. Исследовательская компания Gartner ожидает 32-процентного увеличения суммарного объема выручки всех производителей полупроводников в 2010 году до $300 млрд. Спрос на микросхемы памяти и полупроводниковые чипы начал расти за счет спроса на «умные» мобильные гаджеты. Их производители, от Apple до Samsung, стали формировать новые ниши мобильных устройств, конкурирующих с ноутбуками и даже нетбуками. В мобильники, которые уже не поворачивается язык назвать просто телефонами, начали встраивать высокопроизводительные процессоры и энергоэффективные платформы. То есть из узконишевого продукта для гиков смартфоны и коммуникаторы превратились в массовый товар. За счет роста объемов продаж пошли вниз и цены на продвинутые электронные компоненты.
Глобальный рынок микроэлектроники продолжит расти как минимум еще 20 лет. Аналитики говорят о среднегодовом росте в 8–10%, к 2020 г. его объем достигнет $500 – 600 млрд. Российский рынок оценивается на уровне $1,2 млрд – это меньше процента от мирового. В то же время у нашей страны имеются хорошие предпосылки для дальнейшего развития. «Сегодня российский рынок электроники почти в сто раз превышает объем рынка микроэлектроники, – рассказывает вице-президент по корпоративным коммуникациям ОАО «Ситроникс» Ирина Ланина. – При этом потребление электроники на душу населения в разы ниже среднего по сравнению с Европой».
Любовь к малым формам
Основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков всерьез увлечен микроэлектроникой. Компания «Ситроникс» («дочка» АФК) первой в России построила и запустила фабрику по выпуску микроэлектроники на заводе «Микрон». Завод начал с трансферта технологии, которую лицензировал у европейской фирмы STMicroelectronics. Параллельно со строительством фабрики по производству чипов предприятие начало осваивать рынки смарт-карт и RFID (Radio Frequency IDentification – радиочастотная идентификация). Другая «дочка» «Ситроникса» – завод «Ангстрем» – возводит еще одно предприятие для микроэлектронного производства. Также Евтушенков активно участвует в проекте ГЛОНАСС. Поэтому мимо его внимания просто не могла пройти информация о продаже части Infineon. Одна из главных проблем клиентских навигационных устройств ГЛОНАСС – их высокая цена и большой размер. Имей АФК «Система» доступ к современным технологиям производства чипов, эти вопросы можно было бы снять, наладив сборку внутри страны. «Infineon – это в первую очередь громадный инженерный опыт. Сфера продуктов немецкой компании очень широка: от автомобильной электроники до медицинских электронных компонентов. Все это нам сейчас крайне необходимо», – отмечает Дмитрий Лоханский, генеральный директор «Оверсан-Скалакси», занимающейся разработками в сфере «облачных» вычислений. По его словам, сейчас Россия на самом старте пути, начиная от клиентских устройств типа ГЛОНАСС/GPS и телевизоров с выходом в Интернет и заканчивая промышленными микросенсорами для сбора данных геодезической разведки по всему миру.
В повседневной жизни каждого городского жителя окружает 200–300 чипов – гаджеты, компьютеры, все функции автоматизации, то есть 90% инноваций основано на чипах. «Международные компании создают альянсы и примерно каждые 2–3 года переходят на новый технологический уровень. Такая закономерность работает уже более 40 лет и сохранится в ближайшие два десятилетия», – уверена Ирина Ланина. По прогнозам известного американского футуролога японского происхождения Митио Каку, одним из проявлений компьютерной революции станет высокая плотность окружения человека микроэлектронными компонентами: всевозможные датчики, сенсоры, визуализаторы и т.д.
Спецсредства хороши
Владимир Евтушенков строил планы по покупке доли в Infineon с 2008 года, одно из озвученных предложений – 51% за 2 млрд евро. Переговоры затягивались. Бывший генеральный директор АФК Александр Гончарук говорил, что решению вопроса мешали «политические препятствия». Не помогли осуществлению сделки и со стороны Кремля. Президент Дмитрий Медведев обсуждал этот вопрос на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель летом прошлого года.
С Infenion у России не сложилось – американцы обошли на повороте. В первом квартале 2011 года будет завершен процесс покупки компанией Intel подразделения по производству микропроцессоров для беспроводных устройств Infineon Technologies – Wireless Solutions (WLS) за $1,4 млрд.
Прямого ответа, почему немцы предпочли американского покупателя, не прозвучало. Эксперты считают, что в дело вмешалась политика. Это уже не первый провалившийся российско-германский проект. К примеру, журнал Spiegel предполагает, что альянсов не получается из-за вмешательства Вашингтона либо «из-за отсутствия воли Берлина». Из Германии слышны голоса, рассуждающие об участии в этом деле спецслужб. Общеизвестно, что позиция США по поводу российских инвестиций в европейский hi-tech крайне негативна.
Срыв сделки с Infineon неприятен, но не смертелен для отечественной промышленности. В микроэлектронике очень много специализированных продуктов, и для каждой их категории требуется определенная технология производства и проектирования. Так, STMicroelectronics, основной технологический партнер «Микрона», у которого компания приобрела технологии 180 нм и 90 нм, тесно сотрудничает с Россией начиная с 2006 года. Технология 180 нм EEPROM подходит для производства смарт-карт, электронных ID-документов, RFID-карт и меток, памяти промышленного применения. Следующая технология – 90 нм, она позволит добавить в продуктовый портфель контроллеры, чипы для навигационных устройств, для смарт-метров. В 2009 году стартовал совместный проект «Роснано» и «Ситроникса» по созданию производства чипов с технологией 90 нм.
Однако Дмитрий Лоханский уверен, что имеющиеся в стране мощности и осуществление планов по вводу в эксплуатацию в 2011 году СП АФК «Система» и «Роснано» по технологии 90 нм качественно российскую «микроэлектронную проблему» не решат. Эксперт добавляет: «Infineon – не единственная компания в этой отрасли, думаю, будут еще российские инвестиции в иностранный hi-tech».
Точка в стандарте
Для американцев сделка с Infineon – стратегически важное приобретение. Гендиректор Intel Пол Отеллини утверждает, что благодаря WLS компания усилит позиции в сфере беспроводной связи и сможет разрабатывать продукты любых стандартов – от Wi-Fi и 3G до WiMax и LTE.
На рынке считают, что эта сделка ставит точку в вопросе о том, какая технология будет базовой для четвертого поколения связи. Ответ – LTE. Несколько последних лет эта тема все еще обсуждалась, и компания Intel в какой-то момент сделала ставку на Mobile WiMax. «Сейчас стало очевидным, что доминирующую роль будет играть стандарт LTE и его подлинный 4G-вариант – LTE-Advanced, а WiMax останется нишевой технологией для некоторых специфических рынков и небольших операторов», – комментирует директор департамента по связям с общественностью Ericsson Сергей Скрипников. По его словам, Intel приобрел у Infineon подразделение Wireless Solutions, чтобы удержаться на рынке платформ, чипов и микропроцессоров для нового класса мобильных гаджетов – так называемых «донглов», или мобильных модемов, передовых смартфонов, планшетов и т.д. «Сейчас нет сомнений, что через несколько лет все вновь выходящие «умные» гаджеты будут оборудованы чипами доступа и к сетям HSPA+, и к сетям LTE, не говоря уже о возможности доступа к сетям предыдущего поколения», – объясняет Скрипников.
Одним из главных конкурентов Infenion является «дочка» компании Ericsson – STMicroelectronics. Представители Ericsson по поводу сделки с Intel выражаются сдержанно. «Когда крупнейший игрок полупроводникового рынка – Intel вдруг резко укрепляет свои позиции в каком-то сегменте, это неизбежно меняет баланс сил. С другой стороны, конкуренция идет рынку на пользу. Любые инновации двигают отрасль вперед», – резюмирует Сергей Скрипников.
Что такое Infineon Technologies
Год основания: 1999
Сфера деятельности: третий в мире производитель микропроцессоров для беспроводных устройств. Контролирует 77,47% второго
по величине европейского производителя микрочипов – Qimonda. Остальные 22,53% акций – в свободном обращении
на американской бирже NYSE. Infineon владеет более 22 000 патентов, научные разработки ведутся в 21 собственной
исследовательской лаборатории. Infineon имеет 16 производственных объектов в Европе, Азии и США. По данным The Wall Street
Journal, чипы компании используются в технике Nokia, Samsung Electronics и Apple.
Основные конкуренты: Qualcomm и Texas Instruments
Крупнейшие акционеры компании: Dodge & Cox International Stock Fund – 9,95%, Capital Group International – 4,93%, Templeton
Investment Counsel – 4,89%, Oday Asset Management – 3,16%, Brandes Investment Partners – 3,08%.
Оборот за 2010 финансовый год: 3,295 млрд евро
Численность персонала: более 26 000 сотрудников
Еще по теме





