Top.Mail.Ru
архив

Системные сбои

Структура любой организации должна выстраиваться для достижения целей, стоящих перед компанией, и отвечать при этом критериям управляемости и прозрачности. К сожалению, очень часто организационная структура развивается спонтанно (вместе с ростом самой компании) и перестает соответствовать реализуемым в компании бизнес-процессам и вышеназванным критериям. Постараемся рассказать о наиболее частых сбоях в структуре организации российских компаний.

Для производственных предприятий характерна ситуация, когда в подчинении начальника цеха находятся не только рабочие, но и технологи, и ремонтники. С точки зрения управления это означает, что максимум достоверной информации, которую может получить руководство о производственной деятельности, – это объем и стоимость произведенной продукции. Все процессы в таком подразделении будут подчинены задаче выполнения плана производства. Оценить эффективность эксплуатации оборудования, обоснованность объемов расхода материалов руководителю будет невозможно. Нормативы расходования ресурсов всегда будут выше, чем необходимо на самом деле. Особенно актуальна эта проблема для компаний с непрерывным производственным циклом (целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность). То же касается и ремонта оборудования.

Еще одна роковая ошибка производственников – подчинение служб контроля качества директору по производству. У последнего всегда будет желание нивелировать объем брака и снизить нормативы качества для достижения лучших производственных результатов. «Ну пусть колер у нас немного другой, ну пусть зазор на два миллиметра больше – но ведь работает!» Контроль качества, как и в предыдущем случае, подчиняется производственным показателям – ведь это основной параметр, по которому руководство судит о работе директора по производству.

К производственному блоку зачастую относится и другая служба, заслуживающая независимости, – служба НИОКР. Последствия такого подчинения – развитие у департамента НИОКР бурной «фантазии», часто воплощаемой в жизнь и при этом никак не связанной с потребностями конечного потребителя и результатами исследований департамента маркетинга.

Кстати, о маркетинговом подразделении. Во многих компаниях функции маркетинга и функции продаж выполняются одним департаментом. Результат этой организационной патологии: «коммерческий отдел» сам составляет для себя план продаж и сам его выполняет (а чаще всего перевыполняет, так как нормы старается занизить). Обращение к потенциальным клиентам осуществляется вне какой-либо системы продвижения товаров и услуг и никак не связано с особенностями рынка.

Не обходится без ошибок и формирование финансового блока компании. Типичная ошибка в построении структуры: главный бухгалтер не подчиняется финансовому директору или – как вариант – руководит всем финансовым блоком. Исходя из основных задач бухгалтера, все финансовые службы переориентируются на задачи учета, а требования со стороны руководства наладить планирование и организовать информационные потоки в соответствии с необходимыми компании критериями встречают стойкое сопротивление и жалобы на большую загруженность налоговой отчетностью. В лучшем случае (если его можно назвать «лучшим») задачи, непосредственно не связанные с учетом, будут решаться путем дублирования учетных данных и документации.

Такой немаловажный аспект деятельности, как автоматизация, также не должен находиться в ведении финансовых служб. К сожалению, в российских компаниях чаще всего автоматизация начиналась именно с бухгалтерии, и IT-специалисты оказывались в подчинении у главного бухгалтера. Остальные департаменты в этой ситуации, как правило, также внедряют информационные системы, действуя через топ-менеджеров, и в итоге на предприятии появляется «зоопарк» информационных систем.

Топ-менеджеру компании организационные патологии и «опасные связи» департаментов обходятся достаточно дорого. Понимание необходимости коренной перестройки всей оргструктуры приходит постепенно, по мере того как проблемы становятся очевидными и в конечном итоге угрожающими существованию бизнеса. Ведь симптомы «болезни» организационной структуры могут быть и неявными. В любом случае руководителю стоит обратить пристальное внимание на то, как выстроена компания, находящаяся в его ведении.

Еще по теме