Системный и последовательный диалог с бизнесом
«Ко»: В Иркутской области работает едва ли не половина крупнейших российских промышленных холдингов – «Русал», СУАЛ, ТНК, ЮКОС, Ilim Pulp Enterprise. Как выстраивается диалог с руководителями этих групп?
Борис Говорин: Приход в наш регион мощных ФПГ – естественное явление. На территории Иркутской области расположены крупные предприятия топливно-энергетического, лесного, химического комплексов. Чтобы управлять этими комплексами, нужна мощь – и организационная, и финансовая. Надо отметить, что каждая ФПГ имеет конкретную программу модернизации производств, совершенствования технологических процессов. Это дает возможность обеспечить стабильные рабочие места для жителей области, налоги, зарплату.
Диалог выстраивается системно и последовательно – это неотъемлемое условие нашей работы. Главная цель представителей любого бизнеса – извлечение максимальной прибыли. Свои обязательства перед народом есть и у представителей власти – обеспечить ему достойную жизнь. Вот эти два обстоятельства и должны быть естественным образом «отстроены» в наших отношениях. Поэтому я еще раз хочу провозгласить принципы, на которых мы строим взаимоотношения с любыми предприятиями. Они дают нам рабочие места, мы заинтересованы, чтобы эти рабочие места были стабильны. Чтобы люди имели оплату труда, соответствующую уровню цен на потребительском рынке. Чтобы жители Иркутской области имели возможность самостоятельно, без участия государства, решать свои насущные проблемы: питаться, одеваться, отдыхать, лечиться и учиться. Мы заинтересованы в том, чтобы товары и услуги были качественными, чтобы налоговые отчисления от хозяйственной деятельности предприятий в областной бюджет позволяли нам иметь хороший доходный потенциал.
Вот тот набор общих правил, на которых строятся наши взаимоотношения со всеми предприятиями. Отрадно отметить, что руководители ФПГ с пониманием относятся к нашей позиции, и я доволен, что наш диалог развивается.
«Ко»: Хотелось бы узнать ваше мнение о том, что изменилось в управленческом стиле областной администрации. Существует мнение, что каждая корпорация, представленная на территории Иркутской области, выставила по одному «смотрящему» в круг заместителей главы администрации, и на сегодняшний день губернатор окружен командой лоббистов. Кто управляет этими людьми – вы или большой бизнес?
Б.Г.: На каждом этапе нашей истории нужно решать определенные задачи. В 1997 году все предприятия стояли – голодовки сменялись забастовками и митингами. Поэтому в тот период времени под решение первоочередных задач была сформирована команда, и я твердо убежден, что она в полном объеме и ответственно исполнила свои обязательства перед населением. В чем мы видели свою слабость? В первую очередь в малоэффективном влиянии экономики Иркутской области на социальную сферу. Мы занимаем 14-е место по объему промышленного производства, экспортируем продукции на $3 млрд, а приходим в разрушенный дом, в не очень обустроенную больницу, школу. Очевидно, мы должны обеспечить прямое влияние экономики на уровень жизни нашего народа. Для этого требуются новые управленцы. Сегодня в областной собственности находится лишь небольшое количество предприятий. Остальные были приватизированы, акционированы и стали частными. Поэтому есть необходимость в выстраивании новой модели взаимоотношений с бизнесом, с собственниками. С момента моего избрания губернатором я формирую некую корпоративную культуру, которая должна сложиться в регионе во взаимоотношениях областной власти с собственниками, с крупными финансово-промышленными группами.
Если верить оппозиционным журналистам – а я читаю эту прессу, – то не заместители лоббируют интересы корпораций, а лично губернатор. Бог им судья. Губернатор по-прежнему служит интересам Иркутской области, той земли, на которой он родился. Таков долг и всех моих заместителей, и администрации в целом. Какие здесь подходы? Во-первых, мы на 30% сокращаем численность администрации Иркутской области. Во-вторых, мы увидели, что некие элементы в структуре администрации изжили себя. Мы исходим из того, что экономика области должна эффективно влиять на социальное устройство, на уровень жизни людей, была инвестиционно привлекательна. Мы должны повысить деловую активность в регионе. Речь идет не только о крупных проектах, в которые мы должны вкладывать деньги (месторождения Ковыкта, Сухой Лог, Верхняя Чона), но и о малом и среднем бизнесе, о котором много говорится, но пока мало что сделано. Поэтому в администрацию пришли люди, имеющие системное образование, обладают опытом работы в частных хозяйствующих структурах и владеют всеми инструментами управления подобными компаниями. Я доверяю знаниям и энергии молодых – в нашей команде есть заместители главы администрации, которым 27 лет, 30 лет, руководителю комитета 25 лет, – но при этом считаю, что, обладая глубокими теоретическими знаниями, они не имеют достаточного жизненного опыта. Поэтому в администрации оставлены опытные люди, обладающие этой житейской мудростью, что создает баланс в работе администрации. Сейчас еще рано говорить о том, «вкусно» это или не «вкусно», – команда должна продемонстрировать свои качества, свой потенциал в реальной работе. Вот тогда по истечении какого-то времени можно будет говорить о том, прав был губернатор или нет.
«Ко»: То есть губернатор видит свою задачу в том, чтобы заставить корпорации служить населению Иркутской области?
Б.Г.: Да. Это главная задача. Мы сегодня договорились о взаимодействии по вопросам ценообразования. Тарифы на электрическую и тепловую энергию, на уголь и железнодорожные перевозки – это и есть некий набор макроэкономических показателей, которые создают фон для работы всей экономики. Мы договорились, что все это должно быть предсказуемо и в рамках финансового года оставаться неизменным. Мы сейчас формируем принципы, на которых будет основываться система взаимоотношений областной власти с финансово-промышленной элитой. Управление крупными народно-хозяйственными комплексами, строившимися огромным государством СССР, где работают тысячи людей, не может осуществляться мелкими компаниями. Требуется привлечение огромных интеллектуальных и управленческих ресурсов, больших капиталов. Так что спешить с оценками рано – надо дать возможность администрации просто работать.
«Ко»: В Законодательном собрании области сменился спикер. Вместо бывшего гендиректора «Иркутскэнерго» Виктора Боровского (оппозиционер Бориса Говорина – Прим. «Ко») областные депутаты избрали председателем собрания юриста Сергея Шишкина. Кто будет определять дальнейший сценарий развития событий? Говорят, что решающий голос – за алюминиевыми компаниями «Русал» и СУАЛ…
Б.Г.: О влиянии корпораций. Создается очередной миф о том, что в Законодательном собрании идет борьба за энерготарифы, и миф этот определенные люди пытаются внедрить в общественное сознание. Политика администрации Иркутской области строится в рамках действующего законодательства. И тарифная политика не может быть автономной. Она вписывается в рамки решений по тепловой и электрической энергии правительства Российской Федерации и Федеральной энергетической комиссии. Мы в конце 2001 года приняли решение по тарифам на 2002 год для всех категорий потребителей тепловой электрической энергии (включая население) и считаем его окончательным. Кое-кто говорит о том, что разного рода финансово-промышленные группы предпринимают усилия, направленные на изменение этих тарифов. Да, такие усилия есть – хозяйствующие субъекты имеют право ставить такие вопросы. Но мы считаем, что позиция региональной энергетической комиссии находится в строгом соответствии с действующим законодательством, что она аргументирована и в экономическом плане, и в политическом, и полагаем, что эти тарифы должны действовать в течение всего 2002 года.
Это позволит создать условия для поддержки как граждан Иркутской области, так и наших предприятий – крупных, малых и средних.
Что касается смены спикера Законодательного собрания. Ситуация забавная: состав Законодательного собрания в общем-то не изменился, но само Законодательное собрание, которое два года назад назвали оппозиционным, поменялось. И губернатор теперь имеет значительное влияние на парламент Иркутской области. У некоторых философия в теоретическом и практическом плане глубоко ошибочна и заключается в следующем: власти должны конфликтовать, вот тогда это настоящее устройство власти. Но это псевдодемократия. Произошедшие перемены создают условия, позволяющие нам максимально эффективно использовать ресурсы региональной и муниципальной власти для решения проблем области. Поэтому избрание Сергея Шишкина председателем – закономерный итог оздоровления атмосферы в Законодательном собрании области.
«Ко»: Над чем собирается работать единая команда исполнительной и законодательной власти?
Б.Г.: Я считаю серьезнейшей угрозой для нас процесс реформирования энергосистемы в России. Мы совместно с полномочным представителем президента в СФО проводили встречу с председателем РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом по вопросам реформирования сибирской энергетики. Мне кажется, сама концепция этого реформирования опасна для всех. И поэтому наша с законодательной властью задача – вместе с другими сибирскими регионами выработать и отстоять свой взгляд на перспективы сибирской энергетики. Второй важнейший вопрос – реформирование другой естественной монополии, Министерства путей сообщения. У нас в Иркутской области находится крупнейший транспортный железнодорожный узел. Мы должны иметь четкое представление о том, как реформирование МПС скажется на интересах региона.
«Ко»: Областная администрация завершила разработку программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года. Сейчас программа направлена на обсуждение в региональные общественные и политические организации. Не могли бы вы рассказать об этой программе подробнее?
Б.Г.: Сегодня мы можем говорить о последовательном развитии Иркутской области. У нас трехпроцентный рост объемов промышленного производства (это при очень неблагоприятных условиях работы в угольной отрасли – зимой сократились поставки угля в энергетику, и здесь имеется снижение объемов промышленного производства по сравнению с 2001 годом). На всех предприятиях действуют продуманные программы инвестиций в основной капитал, модернизацию своего оборудования, что способствует росту конкурентоспособности нашей продукции. В социальной сфере у нас также действуют четкие программы развития. Программа, о которой идет речь, – это план действий областной власти и губернатора на предстоящие четыре года. Эффективность ее реализации будет зависеть от слаженности действий всех ветвей власти на территории нашей области.
Моя задача состоит в том, чтобы вокруг этой программы было сосредоточено как можно больше общественных и административных сил.
Я выступал на заседании федерального правительства, высказывал позицию руководителей сибирских регионов и говорил о том, что сегодня на территории Российской Федерации действует национальная программа развития на среднесрочную перспективу, и, по существу, стратегия развития Сибири – детализация этой программы на конкретной территории. Второй аспект, на который я также обратил внимание правительства: никто, кроме сибирских регионов, не сможет обеспечить развитие международных контактов – как политических, так и торгово-экономических – между Россией и странами Северо- Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. И еще: мы должны способствовать привлечению сюда инвестиций, чтобы максимально использовать потенциал сибирских регионов с их богатейшими природными ресурсами и помогать тем самым развитию экономики и социальной сферы России.