Скажи мне, что ты пьешь…
В середине 1990-х, будучи финансовым обозревателем газеты «Сегодня», я по долгу службы регулярно посещал всевозможные пресс-ланчи, фуршеты, приемы, юбилеи и прочие светско-пиарные мероприятия. И поскольку уже тогда хорошие вина и спиртные напитки стали моим увлечением, выбор напитков на подобных мероприятиях непременно оказывался в центре моего внимания. Более того, для меня ассортимент напитков стал главным критерием респектабельности организаторов этих приемов. Признаюсь, зрелище было неутешительным. Даже на сверхдорогих тусовках нуворишей хорошие вина – и уж тем более французское шампанское – были редкостью. С крепкими напитками, правда, было попроще. Сказывалась советская школа: торжествовал стандартный набор из «березок» – Johnnie Walker, Martini, Gordon’s. Проблема заключалось не только в цене: сметы большинства мероприятий легко бы «переварили» и дорогие французские коньяки, и французское шампанское, и вполне приличные по меркам просвещенной Европы вина.
Но, но, но... «Мерседесы» уже были «шестисотые», часы уже носили швейцарские (Патеки да Бреге), туалеты – от Версаче и Хуго Босса, а пили по-прежнему черт-те чего. Да что там говорить, если журнал «Домовой», претендовавший на роль рупора новорусской буржуазии, позволял себе такие милые глупости, как называть вина Paul Masson (помните, наверное, такие стеклянные кувшины с широким горлом – дешевый американский ширпотреб) «гордостью калифорнийского виноделия». Я думаю, что сейчас подобные пассажи заставят покраснеть даже глубоко мною уважаемого импортера этого самого «масона» Марка Кауфмана.
Между тем как раз в середине 1990-х началось бурное развитие винного рынка, а с ним и рост интереса к качественному алкоголю. Потребление импортного вина (то есть сравнительно дорогого и качественного) последние пару лет почти удваивается. В любом самом задрипанном супермаркете можно найти весьма достойные бутылки – на хорошем среднеевропейском уровне. И тем не менее... Посетил недавно юбилей уважаемого банка. Все на уровне – спектакль в Большом, затем фуршет. Поднимаюсь по мраморной лестнице – сурово-уважительная охрана, потом официант с подносом. Беру бокал с шампанским в надежде освежиться и... Какая-то приторная газировка. В лучшем случае Mondoro Asti , в худшем – что-то совсем непотребное.
Ясно, что дело вовсе не в желании организаторов сэкономить. Просто никому в голову не пришло, что приличная компания не может себе позволить поить гостей второсортной шипучкой. Наверняка какая-нибудь банкетная служба предложила банкирам список напитков, те посмотрели – вроде все импортное – и одобрили. Нормально!
До сих пор в российском обществе, даже в его высших слоях, отсутствует понимание того, что вино и вообще любые напитки, которые вы пьете, говорят о человеке никак не меньше (а зачастую гораздо больше), чем марка его часов или автомобиля. Причем винные предпочтения гораздо более информативны. Ведь в отличие от большинства предметов роскоши, где присутствует почти прямая зависимость между ценой, качеством и престижностью, спиртные напитки предоставляют вам гораздо больше возможностей для самовыражения.
Вот представьте: перед вами два человека – один на «глазастом» Mercedes, другой – на Renault Megane. Вы сразу понимаете, кто круче и респектабельнее. Но вот первый угощает вас Chateau Margaux (цена как минимум $300 – $400), а второй – Promis от Анжело Гайя за $40. Готов поспорить, что большинство читателей проголосуют за итальянское и пренебрегут элитнейшим французским. И дело тут вовсе не в дилетантстве: Promis столь же замечательное вино, как и продукция легендарного бордоского замка. Просто ценность вина очень трудно уловить с первого глотка, бокала и даже бутылки. Все специалисты в один голос советуют начинать знакомство с вином с простых и недорогих бутылок. Вам придется немало выпить, прежде чем поймете, что, покупая бутылку стоимостью несколько сотен и даже тысяч долларов, вы платите не только и не столько за престиж и марку, сколько за совершенно особую гамму ощущений. А до той поры подобные вина и покупать не стоит. Ладно, если деньги зря потратите (это в конце концов ваше дело), так еще и хорошее вино переведете. А бутылка знаменитого бургундского Clos des Mouches скажет о ваших возможностях и вкусе ничуть не меньше, чем не менее замечательный, но гораздо более дорогой Richebourg.
К тому же вино замечательно тем, что его ценность и привлекательность в гораздо большей степени, нежели ценность любого другого потребительского фетиша, зависят от обстоятельств, времени и места. Продолжая автомобильные ассоциации, приведу еще один пример. Даже если вы приедете на вечерний прием на джипе, на это мало кто обратит внимание. Но если вы встретите гостей в душный летний вечер красным чилийским (пусть это будет хоть знаменитая Almaviva – плод южноамериканских экспериментов баронессы Ротшильд), на лицах приглашенных почти наверняка будет заметна кислая мина.
Потому-то правильно составленная личная коллекция вин и спиртных напитков может оказаться не только источником удовольствий, но и прекрасной иллюстрацией вашего вкуса, а также верным инструментом для покорения сердец и желудков ваших гостей. Под коллекцией я понимаю не только собрание редких и ценных бутылок (наличие которых может только приветствоваться), но и – в более широком смысле – набор напитков у вас на кухне, в кабинете, гостиной, погребе. Ведь даже к выбору самого простого вина «на каждый день» можно подойти творчески и со вкусом, благо ассортимент московских виноторговцев это позволяет. Вот вам, кстати, и еще одно хобби – разбираться в винах и коньяках, поверьте, занятие очень увлекательное. Ну а если у вас нет времени или вы не знаете, с чего начать, – обращайтесь за консультацией
В равной степени это полезно и для корпораций. Не случайно блюдущие свою репутацию и имидж компании очень тщательно подходят к выбору напитков. К примеру, Cartier на всех своих мероприятиях угощает гостей шампанским Bollinger. Вина этой марки имеют очень характерный «тяжелый» стиль, который не всем нравится, но он почти идеально подходит к стилю знаменитой ювелирной фирмы. Так что на месте наших олигархов я бы задумался не только о формировании хороших корпоративных винных погребов (кое у кого они уже есть), но и о подборе своего фирменного корпоративного ассортимента. Если ваша компания претендует на респектабельный статус, то вопрос о том, какое шампанское подают на приеме по случаю годового акционерного собрания, отнюдь не из разряда праздных.