Скажи, сколько у тебя заместителей

26.04.200400:00

Если попытаться получить представление о том, с какой, собственно, целью проводится очередной этап административной реформы, то возможных вариантов ответов наберется немало. Исходя из известных законов Паркинсона, можно предположить, что количество министерских замов, сокращаемое, за некоторыми исключениями, до двух, через год вернется к прежнему уровню, а через два, видимо, его превзойдет. Интересно другое: почему оптимальным числом заместителей руководителей министерств и ведомств признано число два? Почему не тринадцать, можно хотя бы предположить, но почему не пять или три – понять сложно. Количество подразделений и функций в разных ведомствах разное, и введенная единая норма предполагает только одно очевидное объяснение: общее количество курируемых направлений должно быть четным, чтобы без труда делиться пополам. Такой ход в реформе управления, несомненно, следует считать нетривиальным и призванным дать неожиданные результаты.

В новых усилиях по продолжению реформы в силовых ведомствах также ощущается тяга к работе с кубиками и собиранию пазлов – какое управление в каком из силовых ведомств сохранится, какое станет отдельной структурой, какое с каким сольется, а главное, кто поименно и чем будет управлять. Несомненно, всем руководителям реформируемых подразделений и ведомств, их родственникам и знакомым это интересно. Однако остальным, может быть, любопытно совсем другое, а именно – кто и какими методами сможет обеспечить соблюдение сотрудниками этих организаций законов РФ, включающих в себя кучу всяких прав граждан, и каким способом выделение, например, следствия в отдельную и формально независимую от других подразделений МВД структуру сделает невозможным оказание заказных следственных услуг?

Проблема в том, что независимо от новых названий, укрупнений и переподчинений в системе МВД сохранится главное: пугающе большое количество рядовых сотрудников и средних начальников, которые свою работу считают своим личным бизнесом. И таких специалистов не на один порядок больше, чем выделенных с показательной целью так называемых оборотней. Проще говоря, предполагаемая оптимизация структуры при сохранении всех коррумпирующих и криминализирующих функций в условиях отсутствия судебной защиты может превратить административную реформу силового блока в ее действующий макет. Но не более того.

Реформа системы Министерства обороны, как было уже объявлено, в принципе уже завершилась: совсем недавно туда влились железнодорожные и спецстроительные войска. Но вот замов, как пишут в СМИ, все равно планируется тоже двое. Вот она, долгожданная унификация. И бог с ним, с институтом гражданского руководства военным ведомством – чего уж теперь. Все укрепляется – не до гражданских сейчас. А то опять начнут свою тягомотину с непонятными вопросами про новую военную доктрину, необходимые и достаточные силы, реальное состояние обычных гарнизонных частей и тому подобное. Или как надо реформировать историческую гордость России – Военно-Морской флот, чтобы адмиралы, которые не просто офицеры, а офицеры российского флота (не в обиду другим родам войск) перестали врать в телекамеры про запущенные-незапущенные ракеты. А их главнокомандующий для своих аппаратных целей не обнаруживал бы на флагмане флота ядерные утечки. И не объявлял бы радостно на всю страну о его, флагмана, небоеготовности. Очевидно, главное, чтобы у главкома флота было не больше двух заместителей – тогда, ясное дело, реформа пойдет. Что должна дать реформа, какие функции и задачи позволит оптимизировать, какие просто отменить, как прекратит злоупотребления служебным положением чиновников различных уровней – это потом. Сейчас главное, чтобы реорганизация силового блока соответствовала духу и принципу всего происходящего, в том числе и в других ведомствах.