Сказки Андерсена
Сначала их было восемь. Потом осталось пять. Сегодня – только четыре, а скоро станет еще меньше. По-английски «большая пятерка» аудиторско-консалтинговых фирм именуется Fat Five – «пятерка жирных». Любая компания, претендующая на мировую значимость, должна пройти аудит в международной аудиторско-консалтинговой фирме, которых насчитывается ровно пять. А значит, аудиторы PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte & Touche, KPMG и Andersen становятся жирнее с каждым новым клиентом.
Andersen – младшую из компаний «пятерки» – подкосили как раз проблемы клиента. Этим клиентом был энергетический гигант Enron, обанкротившийся в конце прошлого года. Аудиторы Andersen, заверявшие липовые отчеты руководства Enron, оказались в самом эпицентре скандала.
В корпоративном мире все переплетено, и вот уже крупнейшая фармацевтическая компания США Merck заявляет: «Мы решили отказаться от услуг нашего аудитора – Andersen». Немногим позже от услуг Andersen решила отказаться ведущая американская авиакомпания Delta Airlines. Еще около 600 компаний известили своих аудиторов из числа «большой пятерки» о прекращении контрактов с ними.
Тем не менее известие о том, что Andersen решила продать свой бизнес одной из компаний-конкурентов – Deloitte & Touche, Ernst & Young или KPMG – потрясло инвесторов.
Даже в России, не слишком зависящей от мировых трэндов в этой области, резко пошли вниз акции ЮКОСа, чьим аудитором является Andersen. По информации трейдеров, продажи шли в основном со стороны иностранцев. В течение одного торгового дня акции упали почти на 15% – невиданное событие для российского фондового рынка, если рассматривать его в отрыве от основной рыночной тенденции.
Сначала в числе главных претендентов на наследство Andersen называли Deloitte & Touche. Однако, по последним данным, Deloitte & Touche (также американская компания) проявила благоразумие и решила не покупать «стремный» бизнес Andersen, удовольствовавшись пока своим, не менее рискованным. Зато европейская компания KPMG, видимо, готова купить часть бизнеса Andersen.
Секта бухгалтеров
Компания Arthur Andersen была основана в 1913 году. Тогда на каждый доллар, который компания получала за аудит, приходилось по $2,69 в виде прибыли за консалтинг – то есть за разъяснение того, что компания представляла в качестве аудиторского отчета.
«Нашим основателем был профессор Артур Андерсен из Чикаго», – рассказывают в компании. Этот человек учил своих сотрудников думать по-другому. Сначала он учил своих студентов быть всегда первыми и лучшими. Затем, когда они оканчивали университет, Артур Андерсен учил их улучшать финансовую отчетность компаний, доверивших им составление своих отчетов. Ученики, похоже, поняли это буквально.
Так компания Артура Андерсена превратилась в своеобразную секту, объединившую в своих рядах бухгалтеров, исповедовавших новый взгляд на бухучет и аудит.
Сотрудники Andersen до сих пор называют основателя компании «учителем» и повторяют его советы: «Будьте мужественны, загляните за пределы того, что показывают вам цифры». Не правда ли, хороший совет для трусливого льва, которого повстречала в лесу девочка Дороти по дороге в страну Оз?
Заслуга создателя новой религии Артура Андерсена состояла в том, что он поддерживал имидж компании как оракула в годы Великой депрессии в США. Он сыграл на устойчивости американского бизнеса. В то время сделать такое не смог больше никто – ну разве это не волшебство?
Основатель «секты бухгалтеров» Артур Андерсен умер в 1947 году. После смерти основателя главой компании стал молодой и энергичный Леонард Спачек, который убедил членов «секты» оставаться верными ее принципам, несмотря на неопределенность тогдашней финансово-экономической ситуации в стране. Именно благодаря Леонарду Спачеку компания Arthur Andersen возвысилась над всеми другими аудиторами и вошла в «большую пятерку». Леонарду Спачеку компания обязана и тем, что ее прибыль увеличилась с $8 млн до $130 млн. Спачек лично открыл пять первых европейских офисов компании. Благодаря экспансии в Старый Свет Arthur Andersen стала одной из самых крупных и уважаемых компаний в мире.
В 2000 году Arthur Andersen сочла нужным изменить статус и название. В результате образовались две компании – Arthur Andersen и Andersen Consulting. У этих компаний разные задачи: одна занимается консалтингом, а другая специализируется только на аудите.
Разделение компании на два подразделения, ранее выполнявших одни и те же функции, вполне логично. Как сказал заместитель председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам России Владимир Миловидов, проблема совмещения аудиторских и консалтинговых функций – одна из самых сложных в этой области. Однако не многие компании последовали за Andersen: трудно сразу переключиться на новые реалии. Так, PricewaterhouseCoopers до сих пор придерживается стародавних принципов, и в результате вынуждена оправдываться перед обвинениями в некорректном аудите «Газпрома».
Andersen во времени и пространстве
1913 год – Артур Андерсен основывает компанию, которая затем станет одним из мировых лидеров в области аудита и консалтинга
1917 год – Артур Андерсен устраивает курсы для новообращенных
1932 год – Arthur Andersen зарабатывает репутацию самой стабильной американской компании времен Великой депрессии
1955 год – Международная экспансия позволяет компании занять одно из первых мест в мире консалтинга и аудита
1972 год – Arthur Andersen открывает офисы и Гонконге и Сингапуре
1979 год – Компания становится членом «большой восьмерки»
1997 год – Arthur Andersen выходит в Интернет
2000 год – Компания разделяется на две структуры – аудиторскую и консалтинговую
«Большая пятерка» аудиторских фирм | ||
Компания | Прибыль ($ млрд) | Количество сотрудников (тыс.) |
PwC | 22,3 | 150 |
Deloitte Touche Tohmatsu | 12,4 | 95 |
KPMG | 11,7 | 100 |
Ernst & Young | 9,9 | 84 |
Andersen | 9,3 | 85 |
Источник: Reuters |