«Схема светофоров» Марата Хуснуллина
Инфраструктурное развитие регионов вице-премьер Марат Хуснуллин называет одним из главных приоритетов работы правительства. А планы по срокам и объёму ввода этих объектов, по его мнению, не могут подлежать пересмотру несмотря на санкционное давление. Эксперты считают, что сейчас в рамках администрирования инфраструктурных проектов рождается новая «бесшовная система», способствующая экономии бюджетных средств. В чем ее смысл и при чем здесь «схема светофоров» — в материале «Компании».
«Пакетные решения»
В конце ноября президент РФ Владимир Путин при участии Хуснуллина открыл сразу девять социальных объектов. Речь идет о проектах самой разной направленности: новый краевой онкодиспансер в Красноярске, реконструированный драмтеатр в Забайкалье (Чита), отремонтированное здание Курской больницы, школы в Иркутской и Нижегородской областях, модельная библиотека в Бурятии. Одновременно с этим в Ярославской области завершили реконструкцию канализационных сетей и очистных, в Белгородской области благоустроили прибрежную рекреационную зону, а в Архангельске ввели шесть многоквартирных домов — для переселения туда граждан из аварийного жилья.
Выступая с докладом перед главой государства, Хуснуллин назвал инфраструктурное развитие регионов одним из главных приоритетов работы правительства. «На сегодняшний день по заключенным контрактам проектируется, строится и ремонтируется в стране 24 тысячи объектов. Из них 18 тысяч — объекты региональной или муниципальной собственности, на общую сумму 3,5 триллиона рублей», — заметил вице-премьер. Несмотря на санкционное давление, все намеченные программы будут выполнены, а некоторые — выполнены с опережением, заметил он. Сделать это, по его словам, позволила командная работа, в которую вовлечены как регионы, так и федеральные органы исполнительной власти.
По словам вице-премьера, открытие перечисленных объектов стало возможным благодаря уже отработанной схеме «светофоров». Она представляет собой деление регионов на три блока: в зависимости от исполнения мероприятий, предусмотренных программами нацпроектов. К «зеленым» относятся лидеры, превышающие среднероссийский показатель. «Желтые» — средняя группа, промежуточное состояние между «отстающими» и «лидерами». В красном секторе — те, кто «не тянет».
«В рамках штаба обязательно подобьем все итоги, сведем наши светофоры и доложим президенту о тех, кто как справился со строительными программами», — отчитался Хуснуллин. По его словам, российские губернаторы относятся к такой системе оценок очень серьезно.
Комплексный подход
Инфраструктура красной нитью проходит через остальные нацпроекты, включая медицину, образование и городскую среду, отмечает в разговоре с «Компанией» Дмитрий Котровский, общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в строительстве. «Хуснуллин же не только за дороги отвечает. “Безопасные качественные дороги” — один нацпроект, “Жилье и городская среда” — другой. Все, что касается ощутимых линейно-инфраструктурных объектов, таким образом, стекается в зону ответственности вице-премьера, и эта связка вопросов подводит к необходимости комплексного подхода», — объясняет Котровский.
Комплексный подход предполагает синхронизацию жилищного контура, производственных мощностей и программ размещения объектов генерации, продолжает тему глава Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «Все направления таким образом увязываются в единую бесшовную систему, и глобально это способствует экономии денежных средств. Ведь если где-то не достроили крупный социальный объект, затем придется размещать на дорогостоящей площади некоторое количество малых. Не подготовили к новым жилым площадям дорожное полотно — возникает перегрузка, и приходится строить еще одну дорогу», — приводит он примеры.
Кроме того, такой подход способствует экономии федеральных средств и по другой причине. «Типовое и пакетное строительство обходится значительно дешевле, чем дизайн-разработка под каждый проект. Это позволяет серьезно экономить на закупке, на материалах, страхует от логистических проблем. Когда вы работаете с пулом определенных партнеров, вам проще работать по долгосрочным контрактам», — отмечает Абзалов. Внедрение договоров полного жизненного цикла, когда подрядчик обеспечивает не только строительство инфраструктуры, но и ее ремонт в случае каких-то разрушений также является примером удачного подхода и долгосрочных гарантий качества, добавляет он.
Со слов генерального директора строительно-инвестиционного холдинга «Автобан» Алексея Андреева, основательный подход вице-премьера позволил сдвинуть с мертвой точки множество вопросов инфраструктурного строительства. «Многие его решения в буквальном смысле развязали строителям руки», — объясняет он. Сюда эксперт относит и актуализацию СНИПов, и обновление федерального закона «О госзакупках», позволившее заключать контракты под ключ, разыгрывая в одном лоте и проектирование, и строительство, и поставку оборудования. «Благодаря изменениям в законодательстве, инициированным Маратом Шакирзяновичем, на четвертом этапе ЦКАД — первой российской цифровой магистрали — «Автобан» смог открыть движение на 10 месяцев раньше срока. Приступить к строительству М-12 дорожники смогли на два года раньше изначально запланированного срока», — подчеркивает Андреев.
О том, что инфраструктурное, и в частности, дорожное строительство, может способствовать восстановлению экономики, сам Хуснуллин заявлял еще в июне 2020 года. В условиях переломного 2022-го такой подход становится как никогда актуальным.