Top.Mail.Ru
архив

Схемы – главная беда российского страхования

Вопреки распространенному мнению о скором и неминуемом захвате российского страхового рынка иностранцами, последние пока не торопятся завоевывать отечественные просторы. Впрочем, нельзя говорить о полном отсутствии интереса западных страховщиков к России. О будущем отечественного страхового рынка, а также о планах в России одного из крупнейших международных страховых брокеров рассказывает директор московского представительства компании Heath Lambert Владимир Горячкин.

 

«Ко»: Как вы можете охарактеризовать основные тенденции на российском рынке страхования?

Владимир Горячкин: По формальным показателям – прирост страховой премии, появление новых продуктов, увеличение капитализации компаний – российский рынок показывает положительную динамику.

Тем не менее следует отметить, что рост страховых взносов напрямую не связан с ростом реального страхования. В прошлом году выросла премия по так называемым зарплатным схемам, в которые вовлечено страхование жизни и имущества.

При этом капитализация компаний остается низкой, если сравнивать с зарубежными страховщиками.

«Ко»: А какова реальная емкость страхового рынка в России?

В.Г.: Оценить реальную емкость достаточно сложно. Она зависит не только от капитала, но и от емкости перестраховочной защиты, а также от числа компаний, имеющих лицензию на данный вид страхования.

Очень приблизительные характеристики можно вывести из следующего примера. На 1 января 2003 года совокупный уставный капитал всех компаний составил 47,6 млрд руб. (около $1,6 млрд). Если, допустим, размещать на рынке большой риск, лицензию на который имеют все страховщики, то компании могут оставить на своем удержании (то есть застраховать без использования перестрахования) максимально 10% от своего уставного капитала, или только $160 млн (в действительности 10% относится к собственным средствам компании, которые включают уставный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль, но и с учетом двух последних показателей цифра удержания значительно не изменится). Для сравнения: стоимость имущества только одного химического комбината или металлургического завода значительно выше.

«Ко»:В чем заключаются главные проблемы российского страхового рынка?

В.Г.: Я считаю, что они связаны с состоянием дел в экономике. Возьмем, например, так называемые зарплатные схемы, или, другими словами, уход от налогов через страхование. Их появление и развитие связано со спросом на рынке, который вызван большими налогами на фонд зарплаты.

Другая проблема рынка связана с отсутствием реального страхования жизни – следствием низких доходов населения, которые являются результатом слабой, медленно развивающейся экономики и фискальной налоговой политики.

По оценке Всероссийского союза страховщиков, в настоящее время в России застраховано только 10% промышленных активов, хотя нет уверенности, что даже они застрахованы в полном объеме. Предприятия экономят на страховании, не считая его необходимостью. В страховании ответственности – та же самая картина. Лимиты по страхованию, например, профессиональной ответственности часто настолько малы, что могут не возместить реальных убытков. К тому же не все страхуют свою ответственность – она не всегда предусмотрена законом. Во многих других странах, например в Великобритании, это одно из требований профессиональных объединений или ассоциаций, без членства в которых достичь успехов в бизнесе весьма проблематично. Все эти факторы тормозят развитие страхового рынка в России.

«Ко»: Почему страхование в России непопулярно?

В.Г.: Я бы назвал две основные причины.

Во-первых, бедность населения и предприятий. Во-вторых, нет желания покупать страховые полисы.

За рубежом без полиса вы не сможете взять кредит в банке, без пенсионного страхования у вас не будет пенсии. Для западных компаний это надежный способ защитить себя и выжить в условиях жесткой конкуренции, которой у нас пока нет. Без страхования, кстати, невозможно и получить бизнес. Например, проектная организация, строившая аквапарк «Трансвааль», должна была иметь полис страхования своей профессиональной ответственности с высокой страховой суммой. Тогда в случае ошибки проектировщика денег хватило бы на выплату компенсации пострадавшим.

«Ко»: Какие виды страхования будут развиваться в России в ближайшее время?

В.Г.: Думаю, что это имущественное страхование, и надеюсь, что и страхование ответственности тоже.

Относительно страхования жизни я не уверен. Населению необходимо иметь средства, чтобы его купить. Кроме того, жизнь обычно страхуется на длительный период, на 20 – 30 лет и более, и клиент должен быть уверен в сохранности своих денег и надежности вложения на длительный срок. Например, на Западе страховые компании могут инвестировать деньги клиентов в государственные ценные бумаги. В России подобных механизмов нет.

«Ко»: В чем, по вашему мнению, ресурс развития страхования в России?

В.Г.: Ресурсом развития рынка являются рост экономики, увеличение инвестиций (особенно иностранных, когда инвестор требует обязательного страхования проекта от всех возможных рисков), рост благосостояния населения. Тогда средств на страхование будет достаточно. Также ресурсом станет появление новых долгосрочных источников для инвестиций, чтобы можно было надежно размещать средства населения на длительный период по накопительным видам страхования.

«Ко»: Российские страховщики сейчас активно заняты обязательным страхованием автогражданской ответственности. Как показывает зарубежная практика, этот вид страхования убыточен. Принято ли перестраховывать такие риски?

В.Г: Да, принято. Даже для России, где по западным меркам лимит ответственности по ОСАГО достаточно низок (около $13 800), существуют схемы перестрахования этого риска. Однако, на мой взгляд, страховые компании сейчас в состоянии эйфории от больших сумм полученной премии и не рассматривают возможности перестрахования.

ОСАГО является очень опасным видом страхования с точки зрения убыточности. Дело в том, что когда страховщик, например, в течение 2004 года продает полисы по обязательной автогражданке, то убыточность по этому виду страхования будет известна только в 2006 году (учитывая, что последний полис, который был продан в 2004 году, закончит действовать только в декабре 2005-го).

Мой прогноз не очень оптимистичен: ряд компаний, в основном мелкие, понесут большие убытки по ОСАГО. Об этом говорит опыт стран Восточной Европы, которые ввели обязательную автогражданку 5 – 10 лет назад. Некоторые компании, вначале собравшие значительный объем премии, через несколько лет разорились.

«Ко»:Иностранцы не спешат выйти на наш страховой рынок, в настоящее время они довольно слабо представлены в России. В чем причина?

В.Г.: Прежде всего российский рынок очень мал – общая премия в 2003 году составила всего около $14,5 млрд. И если вычесть зарплатные схемы, то, по приблизительной оценке, премия по реальному страхованию не превысит половины от этой суммы. А это не более 60% от премии, которую получает один из крупнейших мировых перестраховщиков – компания Munich Re. Рынок страхования жизни совсем мал: его оценивают в $70 млн –$100 млн. И надеяться, что он значительно вырастет в ближайшее время, не приходится.

Учтите также, что прошлые годы сложились не особенно удачно для международного страхового рынка и компании были заняты решением собственных проблем, связанных с большими убытками в страховании и инвестициях. Так что все опасения российских страховщиков относительно незамедлительного поглощения иностранцами абсолютно необоснованны.

В России уже работают несколько компаний, которые представляют крупнейших мировых страховщиков – таких, как AIG, Allianz, и некоторых других. Но их доля на рынке пока еще очень мала.

Если говорить о страховых брокерах, то компания Heath Lambert, например, на российском рынке с 1995 года и считает его одним из своих приоритетов. Имеют офисы в России и другие международные брокеры.

«Ко»: А ваши клиенты – московские страховщики или региональные?

В.Г.: Наш основной бизнес – перестрахование, а в перестрахование в основном идут большие риски, как правило, через московские компании. Поэтому большая часть нашей клиентуры сосредоточена в Москве. Но часть рисков приходят и из регионов – некоторые предприятия страхуются в местных компаниях, а затем Heath Lambert размещает эти риски у перестраховщиков.

«Ко»: Известно, что размещать риски у иностранных страховщиков довольно дорого, а условия, которые предлагают российские компании, не хуже …

В.Г.: Если риск можно разместить на российском рынке, то есть если компания имеет соответствующую лицензию и емкость, мы предлагаем это сделать в России. Во-первых, услуги российского перестраховщика действительно дешевле. Во-вторых, отечественные компании лучше знают местные условия и менее требовательны к информации о риске. Наконец, согласование условий договора перестрахования занимает меньше времени

Однако иногда сами страховые компании просят разместить риск у международного перестраховщика, считая, что это надежнее и престижнее. И брокерам это выгодно: не нужно платить НДС с комиссионных. Вообще налогообложение страховых брокеров – это одна из основных проблем, с которыми мы здесь столкнулись.

Дело в том, что комиссионные брокера подлежат обложению НДС, хотя в соответствии с Налоговым кодексом оказание услуг по страхованию и перестрахованию страховыми организациями не облагаются налогом на добавленную стоимость. Объяснение налоговых органов состоит в том, что эти комиссионные получает не страховая организация. Это означает, например, что при перестраховании риска напрямую с премии не платится НДС, а если через брокера, то с части премии взимается.

 «Ко»:Могут ли российские перестраховочные компании конкурировать с западными?

В.Г.: Увы, пока нет. Западные перестраховщики намного сильнее в финансовом отношении и имеют «знак качества» – рейтинг признанного рейтингового агентства. Брокер следит за тем, чтобы риск размещался только в компаниях с высоким рейтингом. И горе страховщику, если агентство понизило его рейтинг ниже критического уровня – брокеры перестают предлагать риски для размещения.

«Ко»: Некоторые российские страховщики уже создали структуры за пределами страны, причем не только в странах СНГ и Балтии, но и в Восточной Европе. Могут ли российские страховые компании составить реальную конкуренцию на Западе?

В.Г.: В странах СНГ да. В Восточной Европе вряд ли. Придется конкурировать со слишком сильными противниками.

Еще по теме