Скинулись всем миром: тренды на рынке российского краудфандинга
В июне в РФ отмечается День краудфандинга. Специально для «Компании» представитель крауд-платформы Planeta.ru Виктория Потапова проанализировала, за какие проекты россияне с готовностью голосуют рублем и во что готовы инвестировать.
За 12 лет работы Planeta.ru общий сбор на реализацию проектов превысил два миллиарда рублей, а количество успешных, запущенных на площадке, составило более 8,6 тысячи. Только за первое полугодие 2024 года запущено 924 крауд-кампании, а общий сбор составил 80 миллионов рублей.
Краудфандинг — это способ коллективного финансирования, при котором средства на производство будущего продукта поступают непосредственно от его конечного потребителя. Главной отличительной особенностью краудфандинга являются вознаграждения или лоты, которые автор предлагает участникам за поддержку проектов, они могут быть только нефинансовыми. Как правило, это будущий товар, на производство которого и был объявлен сбор: книга или музыкальный носитель с автографом автора и пр. На платформе размещаются общественно значимые проекты, сборы на личные цели не поддерживаются.
Традиционными лидерами краудфандинга среди регионов остаются Москва и Московская область — более 10 тысяч пользователей из столичного региона поддержали 246 проектов на сумму свыше 33 миллионов рублей. Санкт-Петербург и Ленинградская область тоже показали значительные результаты: 104 проекта поддержали 3 тысячи пользователей, а сбор составил 7 миллионов рублей.
«Краудфандинг в регионах развивается постепенно, но с каждым годом процент проектов, запущенных в регионах, растет. Только за прошедший период 2024 года запущено почти 600 проектов из регионов с общим сбором 40 миллионов рублей. Этот способ финансирования подходит для развития локальных инициатив, у нас есть масса примеров, которые это иллюстрируют. Например, социальный предприниматель Гузель Санжапова много лет развивает родную деревню Малый Турыш, в том числе при помощи краудфандинга. На счету автора пять успешных крауд-проектов с общим сбором почти 12 миллионов рублей», — отмечает основатель Planeta.ru Федор Мурачковский.
Какие проекты популярны
За последние несколько лет на платформе сформировался топ-5 категорий, которые участники поддерживают активнее всего, в них входят: «Музыка», «Литература и журналистика», «Кино и видео», «Общественные инициативы» и «Благотворительность». Общий сбор в топ-5 категорий за прошедший период 2024 года составил 60 миллионов рублей, или 75% от общего сбора на платформе.
В каждой категории есть свои рекордсмены. Так, за первую половину 2024 года в топ-5 самых больших сборов вошли:
-
Музыка: проект LUMEN & ORCHESTRA. Группа LUMEN готовит полноценную программу с симфоническим оркестром, в которую войдут песни всех периодов. В планах — издание концерта ограниченным тиражом на виниле и компакт-дисках, все это представлено в проекте в качестве лотов. Уже удалось собрать 4 миллиона рублей, а поддержали проект 680 раз.
-
Литература и журналистика: проект «Детская книга о Сталинградской битве». Издательство «Пятый Рим» уже не первый раз издает исторические детские книги при помощи краудфандинга. В этот раз общий сбор составил 2,7 миллиона рублей, поддержали проект 1375 раз. В качестве флагманского лота, конечно, была представлена сама книга, у пользователей в том числе была возможность приобрести издание для детской библиотеки.
-
Кино и видео: проект «Плач на все времена». Новый фильм знаменитого режиссера-аниматора Гарри Бардина собрал на платформе 1,5 миллиона рублей, его поддержали 520 раз. Проект все еще в процессе сбора, в качестве лотов — открытки с автографом, сборники мультфильмов и сказок.
-
Общественные инициативы: «Пожар в Малом Турыше». Успешный сбор социального предпринимателя Гузель Санжаповой по восстановлению после пожара склада и гаража на производстве в ее родной деревне Малый Турыш. Почти 4,5 тысячи пользователей собрали 6 миллионов рублей, чтобы деревня смогла оправиться от пожара. В проекте было представлено множество различных лотов, в том числе мерч собственного производства с вдохновляющими слоганами.
-
Благотворительность: «Центр спасения дельфинов «Дельфа». Активный проект по сбору средств на создание центра спасения черноморских дельфинов. 4,5 тысячи человек поддержали крауд-кампанию почти на 6 миллионов рублей, сбор продолжается. На собранные средства планируется построить вольер для реабилитации дельфинов, небольшое сооружение для сотрудников центра из б/у морских контейнеров и карантинный бассейн для экстренных случаев.
«Количество успешных кампаний на платформе продолжает расти. Это указывает на активный интерес со стороны участников платформы. Также важно отметить, что краудфандинг в регионах начинает активнее развиваться, что отражает важность данного формата для локальных инициатив и социальных проектов», — комментирует исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский.