Top.Mail.Ru
архив

Skoda дешево не продается

Планы концерна Volkswagen по установлению полного контроля над чешской автомобильной компанией Skoda Auto пока не реализованы. На днях чешское правительство официально отказалось от предложения немецкого концерна о покупке остающегося в руках государства 30-процентного пакета акций за $227 млн.

Напомним, что в управление VW чешская Skoda перешла в 1991 году, когда немцы купили 70% акций в тот момент депрессивной компании. За это время благодаря немецким инвестициям и четкой маркетинговой политике Skoda из захудалого середнячка, довольно вяло конкурировавшего в Восточной Европе с ВАЗом в самом дешевом ценовом сегменте, превратилась в крупнейшую автомобильную компанию региона и главного чешского экспортера (10% годового экспорта страны). А оборот компании увеличился с 15 млрд до 106 млрд чешских крон в год. "Ко" уже писал о том, что марка Skoda в первом полугодии 1999 года официально признана самым динамично развивающимся автомобильным брэндом в Германии, обогнав VW по темпам роста продаж. До некоторого времени VW был этому только рад: самое молодое подразделение концерна показывает небывалый рост. Но сейчас выяснилось, что Skoda - по крайней мере с точки зрения чешских владельцев блокирующего пакета (по местному законодательству владение 30% акций дает достаточно большие возможности по управлению компанией, например полный контроль над его дивидендной политикой) - более или менее самостоятельная компания.

Причиной отказа от продажи блокирующего пакета акций чешским правительством стала, очевидно, не слишком высокая цена. Действительно, рыночная капитализация рыночной капитализацией, а предлагать за 30% акций перспективной компании сумму, которая равна ее месячному объему продаж, - это несколько опрометчиво. Впрочем, у VW есть свои аргументы: именно немецким дистрибуции, маркетингу, технологиям и инвестициям Skoda обязана своими успехами. Во всяком случае, повод для торга есть: премьер-министр Чехии Милош Земан заявил, что вопрос о пакете акций Skoda отнюдь не закрыт и переговоры чешского правительства и немецкого концерна на эту тему в ближайшее время будут продолжены. Понятно, что сейчас держателям блокирующего пакета акций выгодно "переговариваться" как можно дольше. Чехия в любом случае не проиграет: аналитики оценивают перспективы компании на ближайшие 1,5 года как стабильные и предсказывают ей успех в других странах Восточной Европы.

Пожалуй, это один из примеров в истории посткоммунистической Восточной Европы, когда в руках правительства оказался столь лакомый кусок собственности, и правительство сумело это осознать. Компромиссный вариант - обмен акций Skoda на пакет бумаг VW и перевод группы VW-Skoda на единую акцию - маловероятен. Хотя бы из идеологических соображений. А вот повторения похожих ситуаций следует ожидать: пример чешского правительства может побудить власти восточноевропейских государств - да и России - обращать внимание не только на суммы, отправляемые в бюджеты в результате приватизации, но и прогнозировать, каковы перспективы развития продаваемых компаний. Первый шаг к этому, кстати, уже сделан: на днях представители "Связьинвеста" полуофициально назвали сумму, которую можно выручить от продажи пакета в 24,99% акций компании. Желаемые $9 млрд разительно отличаются от $1,4 млрд, которые в свое время собирали на паях Джордж Сорос, Владимир Потанин и группа примкнувших к ним банков. Причем сейчас такая цена отнюдь не выглядит дико завышенной, как это было 1996 году. Для Восточной Европы наступают хорошие времена. Впрочем, прецедент с Skoda может, напротив, вызвать определенную настороженность западных инвесторов по отношению к приватизации в Восточной Европе.

Еще по теме