Skoda дешево не продается

Планы концерна Volkswagen по установлению полного контроля над чешской автомобильной компанией Skoda Auto пока не реализованы. На днях чешское правительство официально отказалось от предложения немецкого концерна о покупке остающегося в руках государства 30-процентного пакета акций за $227 млн.

Напомним, что в управление VW чешская Skoda перешла в 1991 году, когда немцы купили 70% акций в тот момент депрессивной компании. За это время благодаря немецким инвестициям и четкой маркетинговой политике Skoda из захудалого середнячка, довольно вяло конкурировавшего в Восточной Европе с ВАЗом в самом дешевом ценовом сегменте, превратилась в крупнейшую автомобильную компанию региона и главного чешского экспортера (10% годового экспорта страны). А оборот компании увеличился с 15 млрд до 106 млрд чешских крон в год. "Ко" уже писал о том, что марка Skoda в первом полугодии 1999 года официально признана самым динамично развивающимся автомобильным брэндом в Германии, обогнав VW по темпам роста продаж. До некоторого времени VW был этому только рад: самое молодое подразделение концерна показывает небывалый рост. Но сейчас выяснилось, что Skoda - по крайней мере с точки зрения чешских владельцев блокирующего пакета (по местному законодательству владение 30% акций дает достаточно большие возможности по управлению компанией, например полный контроль над его дивидендной политикой) - более или менее самостоятельная компания.

Причиной отказа от продажи блокирующего пакета акций чешским правительством стала, очевидно, не слишком высокая цена. Действительно, рыночная капитализация рыночной капитализацией, а предлагать за 30% акций перспективной компании сумму, которая равна ее месячному объему продаж, - это несколько опрометчиво. Впрочем, у VW есть свои аргументы: именно немецким дистрибуции, маркетингу, технологиям и инвестициям Skoda обязана своими успехами. Во всяком случае, повод для торга есть: премьер-министр Чехии Милош Земан заявил, что вопрос о пакете акций Skoda отнюдь не закрыт и переговоры чешского правительства и немецкого концерна на эту тему в ближайшее время будут продолжены. Понятно, что сейчас держателям блокирующего пакета акций выгодно "переговариваться" как можно дольше. Чехия в любом случае не проиграет: аналитики оценивают перспективы компании на ближайшие 1,5 года как стабильные и предсказывают ей успех в других странах Восточной Европы.

Пожалуй, это один из примеров в истории посткоммунистической Восточной Европы, когда в руках правительства оказался столь лакомый кусок собственности, и правительство сумело это осознать. Компромиссный вариант - обмен акций Skoda на пакет бумаг VW и перевод группы VW-Skoda на единую акцию - маловероятен. Хотя бы из идеологических соображений. А вот повторения похожих ситуаций следует ожидать: пример чешского правительства может побудить власти восточноевропейских государств - да и России - обращать внимание не только на суммы, отправляемые в бюджеты в результате приватизации, но и прогнозировать, каковы перспективы развития продаваемых компаний. Первый шаг к этому, кстати, уже сделан: на днях представители "Связьинвеста" полуофициально назвали сумму, которую можно выручить от продажи пакета в 24,99% акций компании. Желаемые $9 млрд разительно отличаются от $1,4 млрд, которые в свое время собирали на паях Джордж Сорос, Владимир Потанин и группа примкнувших к ним банков. Причем сейчас такая цена отнюдь не выглядит дико завышенной, как это было 1996 году. Для Восточной Европы наступают хорошие времена. Впрочем, прецедент с Skoda может, напротив, вызвать определенную настороженность западных инвесторов по отношению к приватизации в Восточной Европе.