Skoda Octavia New: дань традициям или вперед к инновациям
Автомобиль оставил о себе прекрасное впечатление. Пожурить производителей можно лишь за зеркала, слишком уж маленькие для города. Хотя, быть может, это дань современному дизайну. Кармашки для мобильных телефонов в спинках задних сидений — та гениальная мелочь, за которую можно простить все погрешности. Также беспроводная зарядка радует неимоверно. А вот USB-разъёмов в машине нет, только Type-C. И прикуривателя нет совсем. Но подробный рассказ об этой машине хотелось бы доверить давнему знатоку и поклоннику марки — журналисту, инструктору, путешественнику Алексею Слащёву.
Возможно, это мой самый вдумчивый автомобильно-психологический тест. За месяц я протестировал не только все возможные агрегаты (110, 150, 190 л.с.), трансмиссии (6,8-ступенчатый автомат и 7-ступенчатый DSG) и подвески (с задней балкой или многорычажкой), которые официально представлены в России, но и смог оценить ощущения, услышать вопросы и запросы потенциальных и настоящих владельцев Skoda в отношении Octavia с новым индексом А8, собранным на сравнительно новой платформе MQB.
Сегодня в автомобильном мире есть тренд на сравнение дизайна новинок с каким-нибудь животным: пантерой, ягуаром, львом… Сегодня над каждым инженером стоит дизайнер, а над ним маркетолог, который и придумывает то, зачем покупатель должен купить тот или иной бренд. Когда-то — еще в позапрошлом веке — Вацлав Клемент и Вацлав Лаурен начали делать велосипеды с мотором, думая не о скорости, а об удобстве владельца. Они первыми начали не вставлять бензомотор в раму, а мотор опоясывать рамой.
С тех пор, понятное дело, много воды утекло, но именно Skoda (я так думаю) продолжает играть на самом главном, что есть у всех владельцев автомобилей — семейных ценностях. И знаете, что я понял? Человеку важно, чтоб о нем помнили и подчеркивали его значимость и интеллект. И каждый человек, с кем я тестировал «сердце бренда», находил множеств неоспоримых плюсов. Но обо всем по порядку.
Только одно условие: если вы уже имели возможность познакомиться со Skoda Octavia с индексом А8, пользуясь такси или каршерингом, забудьте свои ощущения. Общим между комплектацией «такси эдишен» и более-менее приемлемым вариантом комплектации являются лишь абсолютные величины: длина/ширина, объем салона, размер багажника и дорожный просвет в 170 мм.
Лично я в последней модели Skoda Octavia увидел непререкаемый архетип чешской автомобильной классики. Для меня остается загадкой, как современные чешские менеджеры, дизайнеры и инженеры смогли договорится внутри большой Vag Group, чтобы им разрешили повторить успех популярности первого автомобиля под названием Voiturette A, который более 115 лет назад вывела на рынок автомобильная компания Laurin&Klement. Если бы основателям марки показали, на что способен сегодняшний «трижды восемь», уверен: они бы с ума сошли от счастья. Ибо Вацлав Лаурин, любитель велоспорта, и Вацлав Клемент, продавец книг, всегда следовали принципу «хочешь сделать хорошо — сделай сам».
Немногие знают, что первый прототип современной Skoda Octavia был разработан в пятидесятых годах прошлого века и имел рабочее патриотичное название Spartak. Правда, революционное название не прижилось (как, впрочем, и романтичное Orlik). «Прадед» современного автомобиля уже назывался Skoda 440. У него был большой по тем меркам салон, четыре цилиндра и сорок лошадиных сил, способные разогнать автомобиль до 110 км в час. Потом было название Skoda 445 — изменения добавили, как вы догадываетесь, 5 л/с. Но время требовало чего-то особенного, бесконечного.
А почему бы не назвать автомобиль «8»? Ну или более привычно — «Октава»? Сказано — сделано. И на новый автосалон 1959 попал автомобиль чешской автомобильной компании Skoda с громким именем Octavia. Он, конечно, имел много общего со своим предшественником, например, мощность двигателя, но были у него и свои плюсы . Например, у заднеприводного двухдверного седана была полурамная конструкция и независимая подвеска. И имя Octavia стало актуально в связи с тем, что этот автомобиль стал восьмой моделью, выпущенной с окончания второй мировой войны. А ещё у Octavia образца 1959 года была независимая подвеска, примененная в восьмой раз на машинах бренда с 1933 года. Хотя, конечно, сходства найти сложно, кроме самого названия, между автомобилем тех лет и даже автомобилем первого поколения Octavia 1996 года (но ведь и человек не всегда похож на своих родителей). Я абсолютно уверен, что именно современный автомобиль с индексом А8 (вот вам и ещё одна восьмерка) побьет все рекорды популярности.
Пересаживаясь с одного автомобиля на другой, я пытался найти для себя тот самый баланс между ценой, технологиями и потребностями своей семьи. Так вышло, что на данный момент в семье уже есть «японская пантера» и «грозный немец». Но ни тот ни другой автомобиль нельзя назвать семейным.
Так что же нужно мне и почему «шкода»? Дело в том, что Skoda — чуть ли не единственный бренд, сохраняющий возможность покупателю собрать свой автомобиль и сделать его уникальным.
Итак, для начала определимся с кузовом. В России (в Нижнем Новгороде) собирается только лифтбек и только передний привод. Но с двигателем 2.0 TSI доступна задняя независимая подвеска, которая сделает передвижение на разных скоростях значительно комфортнее. А если добавить активную подвеску DCC, как на Skoda Superb, то и всё движение преобразится. Идем дальше. Трансмиссию поставим, конечно, 7 DSG, тем более что с ней доступна функция auto hold. В пробках очень удобно.
Я много путешествую, поэтому непременно следует оснастить автомобиль матричным головным освещением и как минимум пятью ассистентами движения: удержания в полосе, адаптивный круиз контроль, перестроение полосы, распознавание усталости и контроль дистанции. Вот от чего я точно откажусь, так это от ассистента парковки и дворника на заднем стекле. Тем более что теперь заднюю камеру можно помыть, нажав на кнопку на экране камеры заднего хода. Трехспицевый руль, передние кресла с улучшенной боковой поддержкой и механической регулировкой я возьму из спорт-пакета. А из пакета «семейный» установлю шторки в задние двери и на заднюю полку. Так, трехзонной климатической системе будет легче поддерживать температуру в салоне и зимой и летом. Кстати, зимний пакет тоже очень актуален. В него входит подогрев задних сидений и предпусковой обогреватель, работающий как с пульта, так и с возможностью охлаждать и нагревать салон с предустановленного таймера.
Ну, и теперь немного об искусстве. Понятно, что в кокпите современного автомобиля доступно как минимум два монитора: один подрулевой (со спидометром и тд.) и другой по центру — для всех, для души. Поэтому я выбрал для себя Columbus. Да, это скорее из балластов, но мне очень понравились возможности 10'' экрана с разрешением 1280×640 точек. Там тебе и встроенная память, и DVD привод, и 3D навигация, и модуль LTE, и точка доступа WiFi. Конечно, стоит поставить блок беспроводной зарядки для телефона, который подключается к мультимедийной системе и полностью переносит экран мобильника на головной экран автомобиля. Ну просто кабинет на колесах. Особенно приятно управлять автомобилем ночью. Функция комфортной подсветки будто настраивает на позитив. И все это еще и безопасно, хотя бы потому, что Skoda Octavia получила сертификат Euro ncap с отличием. А чего стоят фишки Skoda simply clever. Это просто песня простых и очень нужных решений. Их каждый должен набрать себе сам. От зонтиков и щеток до мусорных боксов, креплений груза в багажнике, крючков и креплений для телефонов для членов семьи, сидящих сзади.
Представляете, я еще не начал писать, как все это гонит, хотя как раз это-то и понятно. Двухлитровый турбированный двигатель с ограниченной мощностью цифрой 190 л.с умеет доставлять удовольствие от движения. Тем более, что у машины будет 4 преднастроенных профиля водителя от эко до спорт. Движение автомобиля будто следует за взглядом. Быстро и точно. Гонять придется от камеры к камере или от письма к письму. Но, поверьте, Octavia будто летит над дорогой, при этом колеса всегда плотно прижаты к асфальту.
На самом деле до того момента, пока искусственный интеллект не отнимет окончательно возможность управлять автомобилем, осталось совсем недолго. Может через каких-то 10-20 лет современные технологии автомобилестроения покажутся детским лепетом, но пока…