Скольжение в стиле quattro

17.03.200300:00

Автомобили Audi позиционируются как машины со спортивным характером, предназначенные для активных водителей. В продвижении марки все значительнее становится роль школы повышения водительского мастерства Audi Quattro Driving Experience. Отделение школы действует и в Москве, но теперь при желании можно отправиться на трехдневный тренинг и за границу. Например, в Швецию. 

Тренировки на льду замерзшего озера поблизости от шведского горнолыжного курорта Идре (любопытная деталь: свои курсы вождения Audi всегда старается проводить неподалеку от горнолыжных склонов) убеждают, что на фоне других подобных курсов занятия в школе водительского мастерства Audi наиболее экстремальные, интересные и полезные. 

В распоряжении курсантов – новенькие A4 с двигателем 1,8 turbo, «обутые» в дорожную резину с шипами. От серийных машин они отличаются наличием двух тумблеров, отключающих систему поддержания курсовой устойчивости и антиблокировочную систему. Автомобиль, лишенный этих электронных «ошейников», проще загнать в предельные режимы.

На курсы обычно допускаются лишь те водители, кто уже окончил  несколько начальных «классов» в школе Audi Quattro Driving Experience. Здесь  не учат правильной  посадке, хвату руля, движениям рук во время маневров. Курсантам даже не напоминают о недопустимых на скользком (да и на любом другом) покрытии манерах: нельзя перебарщивать со скоростью перед входом в поворот, нельзя резко тормозить в повороте, нельзя «перекручивать» руль (иначе неминуем снос передней оси), нельзя добавлять газ, не добившись стабилизации автомобиля.

Методика обучения в школе Audi Quattro Driving Experience не предусматривает нравоучений. Сначала в машину садится инструктор и показывает технику прохождения круга. Задача курсанта – по возможности повторить его действия. На первом этапе мало что получается.

Машины не раз вылетают с трассы, колеса разбортируются о снежные отбойники. Поэтому автомобиль технической помощи с лебедкой постоянно наготове. В голове стажеров – азарт, жажда скорости, а умения и рефлексов,  накопленных в тепличных условиях, явно не хватает. Глядя на мастерство инструкторов, все хотят ехать быстро, но быстро ехать не получается.

Уже потом становится понятно, что первый день – это своего рода провокация. Инструкторы Audi Quattro Driving Experience как бы ставят стажеров на место. На второй день большинство учеников едут осторожнее. Инструкторы начинают чаще садиться на штурманское место. Их своевременные и четкие указания, где сбросить газ, где активнее вращать рулем, где притормозить, помогают лучше почувствовать машину. Постепенно приходит понимание того, как направить машину в занос и как вывести ее оттуда, как использовать скольжение для быстрейшего прохождения круга, как, практически не вращая руль, «заправлять» машину в поворот, контролируя его траекторию педалью газа. После трех десятков кругов протяженностью 3200 метров каждый наконец вырабатываются рефлексы поведения на скользкой дороге. И в этот момент приходит понимание всех преимуществ quattro.

Особенность полного привода Audi, напомним, заключается в том, что крутящий момент распределяется между осями в пропорции 50 х 50. В момент пробуксовки одной из осей полноприводного Audi мощность мотора перебрасывается на те колеса, которые имеют лучший контакт с дорогой, и соотношение крутящего момента может изменяться в пропорции от 0 х 100 до 100 х 0. Такой алгоритм работы полного привода делает Audi quattro прогнозируемым и понятным в управлении. И в этом его главное преимущество, которым, впрочем, надо научиться пользоваться.

Существует опасное заблуждение, что автомобиль с полным приводом позволяет рискованный стиль вождения. Мол, в повороты благодаря quattro можно «залетать», не опасаясь последствий. Да, действительно, полный привод заметно отодвигает грань, за которой автомобиль срывается в неконтролируемое скольжение, но это также означает, что и аварийные ситуации возникают на более высоких скоростях.

На продвинутых курсах школы Audi Quattro Driving Experience учат прежде всего не попадать в такие ситуации и ловить ту грань скольжения, за которой наступает настоящее наслаждение полным приводом.