Top.Mail.Ru
мнения

Скорость света: как меняется освещение столичных улиц

Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Сегодня в городах живет более 50% всего населения, и уличное освещение влияет на их жизнь так же, как и пробки на дорогах или состояние экологии. Правда ли, что Москва — один из самых освещенных городов мира и какие проблемы с городским освещением стоят острее всего? Об этом рассказывает Екатерина Крымская, генеральный директор компании «Свет Эксперт».

Хорошо освещенный город — это какой?

Напрашивается ответ — тот, где много света, но нет. 

Городское освещение — это не просто уличные фонари и подсветка зданий, а целая световая среда. Важно все: как и где расположены светильники, их форма и размер, температура света, энергосбережение. Например, чтобы осветить длинную велодорожку в ночное время, можно «воткнуть» лампочки на каждом шагу, а можно на расстоянии 30 м друг от друга, но с правильной оптикой. Или направлять свет вниз, чтобы пешеходам было удобно передвигаться, а остальные не страдали от светового загрязнения. Словом, хороший свет — тот, который превращает городские пространства в комфортную среду, а не становится дополнительным источником света. 

Чтобы освещение работало на пользу города как бренда, а от фонарей и вывесок не рябило в глазах, используют световой мастер-план и дизайн-код. 

Световой мастер-план — это единый план освещения города с учетом планировки, масштаба, этажности, ландшафта и архитектуры. Он содержит также технические нормы и критерии для осветительных приборов с учетом инженерных коммуникаций и энергопотребления. 

Дизайн-код световой среды — это рекомендации по единому световому оформлению для зданий, вывесок и витрин, своего рода бренд-бук для городского освещения. 

В Европе световое планирование пришло на смену хаотичному, «лоскутному» проектированию в XXI веке. Именно благодаря ему так врезается в память освещенная Эйфелева башня, а небоскребы Нью-Йорка не сливаются в одно световое пятно. 

Хотя польза светового мастер-плана всем очевидна, о том, каким он должен быть, световые урбанисты спорят до сих пор. Одни делают акцент на пpoдвижeнии гopoдa кaк бpeндa: свет помогает подать товар лицом и привлечь туристов. Для этого важно подчеркнуть исторический ландшафт и весь проект строить вокруг него. А вторые предлагают опираться на улично-дopoжную ceть и глaвныe oбщecтвeнныe цeнтpы, а уже нa этoт каркас «нанизывать» жилые и деловые кварталы, парки, зоны отдыха. Именно такой подход лежит в основе городского освещения Москвы.

Московский свет

В рейтинге британской Feel Good Contacts Москва занимает второе место среди самых хорошо освещенных городов мира, уступая Эр-Рияду. При составлении учитывали несколько показателей, включая соотношение дневного и искусственного света, а также уровень светового загрязнения. Но большинство других рейтингов учитывает лишь объем искусственного освещения, отдавая первые строчки Лас-Вегасу, Сингапуру и Дубаю. 

Электрическим освещением столичных улиц занялись еще в конце XIX века: тогда фонари появились на Кузнецком мосту, Театральной и Воскресенской площадях, Тверской улице. В 1945-м начали подсвечивать архитектуру. К 1985-му фонарей в Москве было уже больше 160 тыс., в 2000-м — 270 тыс., а сегодня — больше свыше миллиона. При этом власти столицы утверждают, что благодаря энергосбережению на освещение города уходит столько же энергии, сколько и 10 лет назад. 

О световом мастер-планировании Москвы начали говорить еще в 70-х — с подачи Николая Щепеткова, завкафедры «Архитектурная физика» в МАРХИ. О необходимости единого плана годами говорит архитектурное сообщество, а также светодизайнеры. Хотя в виде нормативного документа его до сих пор нет, существуют стандарты, принятые на городском уровне.

Svet ExpertФото: «Свет Эксперт»

В начале 90-х в Москве разработали генеральный план формирования световой среды города. Его применили для подсветки Останкинской и Шуховской башен, сталинских высоток, вокзалов, музеев, мостов и архитектурных памятников. 

С 2008 года действует Концепция единой светоцветовой среды Москвы. В соответствии с ней в архитектурном освещении центральной части города используют в основном белый свет: он подчеркивает полихромные памятники архитектуры и отсылает к белокаменной Москве прошлого. В пределах Садового кольца на фасадах — светильники золотистого спектра, они помогают визуально объединить все объекты. В других районах, где преобладают серые и бежевые тона, освещение гораздо богаче по цветовой палитре. То же касается и его масштабов: памятники архитектуры и другие важные объекты залиты светом и выделяются на общем фоне, а для современной застройки, тротуаров и переходов используют отдельные световые акценты.

Около 70% светильников в столице — с натриевыми лампами, которые отличаются оранжевым светом. С 2010-го используют также светодиоды, которые позволяют экономить энергию и создают естественное освещение, а еще обладают широкой цветовой палитрой. Интенсивность излучения ламп — 2,7 тыс. кельвинов, то есть вполне комфортная и максимально близкая к солнечному свету. 

С 2015 года работает единая система управления городским освещением: с одного пульта можно включать и выключать свет в тех или иных локациях, а также задавать графики освещения. Также в Москве есть около 50 тыс. «умных» светильников, которые сами регулируют яркость и режим свечения в зависимости от времени и погоды. Системы «умного» освещения также позволяют следить за всеми фонарями в режиме онлайн, вовремя видеть поломки и экономить до 40% на электроэнергии. Например, приглушая свет на набережных на 30% в ночное время, когда нет прохожих. 

Освещению уделили внимание и при разработке столичного дизайн-кода, который по заказу Москомархитектуры составлен Студией Лебедева совместно с ГлавАПУ. Он включает в том числе рекомендации по вывескам и световым коробам, но применяется только в историческом центре. В частности, световые конструкции должны быть гармонично вписаны в ландшафт и архитектуру зданий. Свой световой дизайн-код есть у ВДНХ: он регламентирует форму, размеры, яркость и цветовой диапазон осветительных приборов и вывесок.

Svet ExpertФото: «Свет Эксперт»

Что изменилось

В последние лет 5 более 1,3 тыс. объектов в Москве осветили заново, включая павильон «Атом» на ВДНХ, МГУ, Московский дворец пионеров на Воробьевых горах, Южный речной вокзал, станцию «Сокольники» БКК.

Среди самых удачных примеров в плане освещения — Триумфальная площадь, Софийская набережная, «Медиацентр» в парке «Зарядье», здание инновационного центра «Сколково». В этих проектах удалось не только хорошо поработать с архитектурной средой, но и применить инновационные подходы к световому планированию. В итоге каждый из объектов стал точкой притяжения в вечернее время.

Хорошим примером светового акцента служит золотистая подсветка в нижней части фасада Центра художественной гимнастики в «Лужниках», которая сделала его заметным и выразительным на фоне других спортивных сооружений. «Парк света» в Бибирево — достопримечательность, которая стала известна именно благодаря особой концепции освещения. Здесь свет выступает важным элементом декора и даже световых инсталляций. 

Но проблем с городским освещением тоже хватает: во многом мы по-прежнему на 10–15 лет отстаем от Европы. 

Что не так?

Во-первых, обилие света еще не значит, что город освещен хорошо и с комфортом для жителей. Эта проблема досталась нам в наследство со времен Лужкова, когда повсеместно насаждали яркое освещение без какой-либо внятной концепции. Ее пытаются решить при помощи единых световых концепций и цифровых систем, но чем дальше от Садового кольца, тем больше ярких световых пятен и неонового хаоса. Хотя с чрезмерно яркими неоновыми вывесками тоже активно борются, за пределами центра их все еще достаточно, как и аляповатого освещения вдоль трасс и жилых объектов. 

Другая проблема в том, что количество освещения не переходит в качество. Хотя есть единая концепция и технические нормы, трактуют их все по-разному: игнорируют дискомфорт, который подсветка причиняет местным жителям, или направляют свет вверх, создавая тем самым паразитное свечение в окна. 

Часто в проектах упор делают на отдельные здания, а не на ансамбль или ландшафт в целом. До 2005 года во всех градостроительных планах и дизайн-кодах применялись только дневные рендеры. Некоторые архитекторы по-прежнему не учитывают, какой будет ночная подсветка объектов и как она изменит их восприятие.

«Подсветить» проблему

Проблем и правда хватает, но все же отношение к городскому освещению в России меняется в лучшую сторону. По крайней мере, на уровне регионов: своими световыми планами обзавелись сразу несколько городов Золотого кольца, а также Сибири. И в каждом случае это была именно масштабная работа с тщательным погружением в архитектурную среду и особенности, в том числе и климатические. 

В столице позитивный тренд последних лет в том, что световым планированием и дизайном занялись и частные застройщики, при этом они все чаще реализуют масштабные и сложные архитектурные решения. Осталось прийти к световому мастер-плану как единому и обязательному для исполнения каждым, кто работает с городским освещением.

Следующий шаг на более далекую перспективу — борьба со световым загрязнением, которое актуально для всех мегаполисов. Но уже сегодня есть места, которые привлекают туристов темным небом: на нем можно разглядеть метеоритный дождь, падение кометы или просто полюбоваться на Млечный путь. Надеюсь, что и другие города, включая Москву, увидят в этом прямую выгоду в виде повышения туристического трафика и экономии энергии.