Скромная помощь

Факторинг не является панацеей от кризиса, не в состоянии стимулировать спрос и спасти всю российскую экономику. Зато сам рынок факторинга, хоть и с потерями, но выстоял под ударами кризиса и готовится к росту, а это уже само по себе неплохо.

Чиновники обеспокоены проблемой затоваривания складов и спадом потребления. Даже в антикризисной программе правительства РФ в качестве одного из способов стимулирования внутреннего спроса указан факторинг. Действительно, он может помочь в сбыте продукции, освободить склады за счет того, что торговая сеть охотнее берет товар с отсрочкой платежа. Но, как отмечает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов, если на продукцию нет спроса или ее качество либо цена не устраивают покупателей, это проблема эффективности производства, а не использования факторинга.

Без спроса
Причина затоваривания складов производителей и оптовиков кроется в отсутствии платежеспособного спроса. Его падение сейчас происходит практически по всем группам товаров. Где-то этот процесс почти не заметен, как в пищевой промышленности, а где-то он оказал существенное воздействие на рынок, как в сегменте производства и реализации предметов роскоши. Например, рассказывает Виктор Носов, заказанная девять месяцев назад партия дорогих швейцарских часов в сегодняшних экономических условиях может оставаться на складе производителя сколь угодно долго. И даже если заказчик ее оплатит, то вряд ли он сможет реализовать часы в торговой сети.
Однако руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу отмечает, что в основе затоваривания складов может лежать и недоверие поставщиков к покупателям. У поставщиков нет уверенности в том, что после отгрузки товара оплата по поставке будет произведена в срок и в полном объеме. В этом случае факторинговая компания уже способна оказать помощь, но и то с некоторыми ограничениями.
«Когда недоверие возникло по объективным причинам, например, в результате накопленной отрицательной платежной статистики, участившихся дефолтов покупателей в отрасли, принадлежности покупателя к депрессивному региону РФ, то это недоверие с поставщиком разделит и факторинговая компания, – объясняет Корнелиу Робу. – Если же поставщик не располагает актуальной информацией о состоянии платежной дисциплины и опытом работы на каком-либо рынке, то факторинговая компания в этом случае – верный помощник». Собрать и обработать массив информации, установить лимиты отгрузок товара, адекватные покупательской способности в том или ином сегменте, оценить способность дебитора в срок оплатить поставку – это то, что факторинговая компания может сделать быстро и качественно.
Если перед поставщиком стоит вопрос ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, то он может прибегнуть в факторинговому финансированию – отгрузил товар, получил деньги от фактора на время отсрочки и тут же пустил их в оборот на производство или закупку новых товаров. «Факторинговое финансирование в данном случае помогает поставщикам не только устранить кассовые разрывы, но и увеличить отсрочки платежа покупателям, что даст дополнительные возможности по реализации товаров», – поясняет начальник управления факторинга Газпромбанка Константин Сазонов.
Если же для поставщика в приоритете сохранность и безопасность, он может прибегнуть к такой услуге, как maturity factoring (поручительство за дебиторов), – отгрузил товар, получил от фактора гарантии оплат. Такие гарантии выручают поставщика, если покупатель  не заплатит за поставку по истечении отсрочки. Тогда клиент получит деньги от фактора. Таким образом, панацеей от всех бед факторинг считать нельзя, но решить вопросы, связанные с недоверием и нехваткой оборотных средств, он может.

Поможем откусить
Рассчитывать, что факторинг спасет компанию от краха, не стоит. Но если предприятие еще держится на плаву, а спрос на его продукцию не иссяк, то факторинг может помочь оживить бизнес и даже немного нарастить его. «Использование факторинга – это дополнительное конкурентное преимущество наравне с качеством и востребованностью продукции на рынке», – поясняет Виктор Носов из Промсвязьбанка. Пока конкуренты ждут оплаты своих поставок, тратят силы и время на «финансовую логистику», вынуждены закупать сырье в кредит, компания, использующая факторинг, не имеет проблем с оборотным капиталом. Более того, если спрос на продукцию есть и растет, то факторинг позволяет быстро «отъесть» у соперников долю рынка, уверяет эксперт.
Ускорение финансового оборота на фоне нехватки «оборотки» у конкурентов – это стимул для серьезного прорыва в любом сегменте, где платежеспособный спрос стабилен, несмотря на кризис. По мнению Виктора Носова, к таким областям сейчас можно отнести пищевую промышленность и торговлю продуктами питания, отчасти сельское хозяйство и транспорт, телекоммуникации и связь.
Факторинг позволяет поставщику расти «под присмотром» и использовать инфраструктуру фактора для проверки текущего состояния покупателя, его бизнес-репутации, а также платежной дисциплины, рассказывает начальник отдела развития бизнеса факторинговой компании «Лайф» (Пробизнесбанк) Александр Федоров. А это в условиях нынешней кризисной неразберихи может уберечь поставщиков, у большинства которых и так сейчас наступили тяжелые времена, от опасных и ненужных контактов с банкротящимися дебиторами. Каждый из них может оказаться «роковым» и окончательно подрубить финансовую устойчивость поставщика.
А вот фактор обладает обширной статистикой, накопленной в течение многих лет, и знает, как платят покупатели. Особенно актуальна информация последнего периода, из чего видно, как вели себя покупатели в пик нестабильности и какой платежной политики придерживались. Если же поставщик считает эти меры недостаточными, то он может застраховать риски неплатежей за товар, и тогда оплата от покупателей вообще перестанет его волновать. «Использование этих инструментов и позволяет поставщикам расти даже в условиях кризиса», – констатирует Александр Федоров.
Что касается непосредственно финансирования поставок, то и здесь факторы уверяют, что с ними работать сейчас удобнее и проще, чем, например, с кредитными организациями.  «Главная особенность факторинга – это финансирование без оформления материального залога, – отмечает Константин Сазонов из Газпромбанка. – Поэтому такой инструмент наиболее востребован предприятиями малого и среднего бизнеса, которые испытывают серьезные проблемы в кризисных условиях. Без обеспечения кредит в банке им получить невозможно, а зачастую единственным ликвидным активом является дебиторская задолженность. В случае наличия постоянных отношений с крупными надежными потребителями продукции (например торговые сети) факторинг позволит эффективно решить проблему недостатка оборотных средств».

Факторы как коллекторы
Все написанное выше создает ощущение, что от кризиса пострадали только поставщики, а у факторов нет проблем, поэтому они готовы прийти на помощь выжившим. Но это не так – кризис внес свои коррективы и в сегмент факторинга. «Многие факторинговые компании были закрыты и многие банки свернули свои факторинговые подразделения, – рассказывает Александр Федоров. – Сейчас уже очевидно, что прежних лидеров рынка нет и части его игроков мы больше не увидим».
С этой оценкой вполне согласен Константин Сазонов из Газпромбанка: «В настоящее время объемы факторингового рынка сократились из-за ухода ряда ведущих игроков, изменения подходов к оценке рисков и проблем с ликвидностью у действующих операторов».
Однако, несмотря на потери, рынок факторинга смог устоять и даже готовится к росту. Непоследнюю роль в этом, по мнению Корнелиу Робу из Национальной факторинговой компании, сыграла специализация факторинга на оказании услуг представителям сегмента FMCG – независимо от кризисных явлений в экономике люди продолжают приобретать продукты, напитки, одежду, лекарства. Можно говорить о некотором перераспределении покупательского спроса, но не о снижении потребления предметов первой необходимости.
Кроме того, факторинг по сравнению с банковским кредитом находится в более выгодном положении с точки зрения возврата выплаченного финансирования, поскольку при дефолте клиента факторинговая компания может собрать денежные средства с его покупателей. Таким образом, по его мнению, можно говорить о том, что факторинг чувствует себя на порядок комфортнее по сравнению с банковским кредитованием.
Хорошим сигналом для рынка стало появление нового игрока с участием иностранного капитала – 4 апреля состоялось подписание соглашения между Транскапиталбанком, мальтийским FIM Bank и International Finance Corporation о создании совместного предприятия, предлагающего факторинговые услуги в России. К тому же в нынешних условиях, когда цена даже незначительной потери велика, все больше компаний задумываются о сохранности дебиторской задолженности, предпочитая обращаться к факторинговым компаниям. Получается, что кризис дал толчок популяризации факторинговых услуг, связанных с основной компетенцией фактора – работой с дебиторской задолженностью.
В общем, к развитию факторинга есть некоторые предпосылки. «Сейчас на рынке можно весьма выгодно прикупить факторинговый бизнес, и желающие вложить туда инвестиции тоже найдутся», – считает Александр Федоров из компании «Лайф».
Что касается перспектив, то все, конечно, зависит от общей экономической ситуации в стране. Как отмечает Константин Сазонов из Газпромбанка, «сегодня сложно давать какие-то прогнозы, но, думаю, в связи с ужесточением принципов риск-менеджмента рынок, безусловно, изменится в лучшую сторону с точки зрения качества. А учитывая изменения в законодательстве – отмену лицензирования деятельности финансовых агентов, – ожидаю, что основные объемы в ближайшее время будут приходиться на дочерние факторинговые компании крупных банков».