Top.Mail.Ru
архив

Скромные надежды

Не хотелось бы начинать новый год с пессимистических прогнозов для мировой экономики, да ничего не поделаешь. Откровенность не повредит, особенно сейчас, после стольких лет, когда мы привыкли наивно верить всему тому, что вещали гуру мировой экономики. Столько лет они внушали нам оптимизм, а теперь, когда мировые биржи находятся на грани краха, спокойно отправились с нашими денежками на Багамы переживать плохие времена.

2002 год, на который возлагались надежды, как на год «экономического подъема», оказался провальным. Окончательно сдулся спекулятивный пузырь WallStreet. Не знаю, плохо это или хорошо, но что произошло, то произошло. Индекс Standard & Poor 500 (названный так потому, что основывается на данных, получаемых от 500 крупнейших американских компаний), снизился на 23%. Его последовательное снижение в течение трех последних лет заставляет вспомнить времена Великой депрессии 1929 года.

В Европе тоже дела плохи – немецкий фондовый рынок, например, снизился на 44 %. А японские биржи потеряли 19 % – в итоге фондовый рынок Страны восходящего солнца опустился на самый низкий уровень за последние десять лет. В целом на Западе экономика или переживает самый глубокий застой, или ковыляет еле-еле.

Итак, что же нас ждет в ближайшем будущем? «Надежды на улучшение очень скромные», – пишут специализированные экономические издания, приученные за три года рецессии к осторожности в прогнозах. Никто больше не рискует выступать с фантастико-оптимистическими сценариями. И для этого имеются все основания. Многие аналитики сходятся во мнении, что экономический застой продолжится и в наступившем году. Многое зависит от того, как будет разворачиваться военная операция в Ираке. Если в войне с Саддамом возникнут непредвиденные обстоятельства (я, естественно, не имею в виду поражение американцев), если она, скажем, продлится более 5 – 6 недель, то последующий скачок цен на нефть перечеркнет все надежды на оздоровление мировой экономики. Да, для России это был бы вздох облегчения, но не будем забывать, что ее связи с западным рынком не ограничиваются только поставкой энергоресурсов. А если же США успешно завершат свою операцию в Ираке, то нет никаких гарантий, что российским нефтяным компаниям дадут воспользоваться плодами побед Вашингтона. Напротив, мне кажется, что в этом случае им в Ираке отводится самое скромное место.

Спекулятивный пузырь в Нью-Йорке уже лопнул, но дело в том, что надувается другой мыльный пузырь, который, того и гляди, тоже лопнет. Я имею в виду американские казначейские облигации, которые в прошедшем году пользовались неслыханной популярностью. Настоящий бум спроса на эти ценные бумаги за последние 50 лет! Многие эксперты опасаются, что крах в этой сфере не заставит себя долго ждать.

Доллар, не без помощи Алана Гринспена, продолжает свое снижение по отношению к евро. Накаляется ситуация на рынках недвижимости США и Великобритании. В последние два года экономической нестабильности американцы и англичане предпочитали вкладывать свои средства в стены. И вложили гораздо больше, чем позволяют объемы этого рынка. Если ранее, когда на фондовой бирже курс акций постоянно снижался, и люди вкладывали деньги в строительство второго, третьего, четвертого дома, то сейчас на рынке недвижимости появляются тревожные признаки – недвижимость перестает приносить доход. Если обрушится и этот рынок – а такое может произойти в любой момент – ситуация станет весьма опасной. Хуже всего, если все эти негативные факторы сработают одновременно. Тогда ситуация просто взорвется, и будет трудно найти укрытие, чтобы спрятаться от обломков.

Джордж Буш попытался смягчить положение дел, распорядившись выделить из федерального бюджета в течение десяти лет $600 млрд на преодоление негативных последствий кризиса. В президентской администрации надеются, что это подстегнет потребительские настроения американского населения, и приведет в движение локомотив экономики Соединенных Штатов. Что ж, это весьма вероятно. Но знаменитая, еще вчера несокрушимая страсть американцев к потреблению сегодня, кажется, демонстрирует признаки истощения. Если будет расти безработица, то неизбежно снизятся и потребительские расходы. С одной стороны, это пойдет на пользу внешнеторговому балансу США. Да, будут меньше импортировать, но и потреблять ведь будут тоже меньше. Все это вызовет волну кризисов в экономике азиатских стран, прежде всего в японской экономике, которая пребывает в плачевном состоянии вот уже целых десять лет. Такова, друзья, цена глобализации.

Еще по теме