Top.Mail.Ru
архив

Слабое звено

11.06.201500:00

Все чаще поступают сообщения о заморозке ранее анонсированных инвестпроектов. Например, на прошлой неделе было объявлено, что концерн Daimler AG откладывает релизацию проекта строительства завода по сборке автомобилей Mercedes-Benz во Владимирской области. Там же волгоградская компания «Волгобас» заморозила постройку завода газомоторных автобусов. 

Разумеется, сворачиваются не только автомобилестроительные проекты – взять хотя бы не построенный завод светодиодов в Санкт-Петербурге. Экономическая ситуация способствует такой заморозке: по итогам I квартала ВВП РФ упал на 1,9%, промышленность – на 1,5%, инвестиции – на 3,7%. Прогнозы неутешительны: в 2015 г. ВВП снизится примерно на 3%, с этой цифрой согласны и международные организации, и правительство РФ. 

Самым уязвимым звеном нашей экономики оказалась автоотрасль. Падение продаж автомобилей за пять месяцев достигло 38%. PricewaterhouseCoopers прогнозирует спад продаж на 25–35% по итогам года. Президент СП Ford Sollers Тед Каннис высказал надежду, что «апрель – май – это было дно рынка, и дальше у нас будет некоторое улучшение», однако тут же добавил, что его компания не ждет существенного улучшения ситуации. В числе главных причин эксперты называют неустойчивость валютного курса – автомобили дорожают. И тут выясняется, что в условиях падения реальных доходов и население, и бизнес решили экономить именно на транспорте. В итоге «АвтоВАЗ» и группа «ГАЗ» демонстрируют убытки, продажи у автохолдингов в 2015 г. упали примерно на треть. Ко всем прочим неприятностям, авторынок оказался особо чувствителен к курсу рубля.

После того как в мае рубль стабилизировался, и падение продаж замедлилось, некоторые эксперты авторынка стали говорить, что «дно пройдено», однако управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев отмечает, что на данный момент фундаментальных причин для роста продаж машин во втором полугодии 2015 г. нет. Скорее, наоборот, ведь рубль снова обесценивается. Бончев полагает, что по итогам года объем продаж легковых авто просядет на 35%. Более половины автодилеров считает, что в 2015 г. рынок сократится на 40%.