Top.Mail.Ru
архив

Слабость «Патриота»

Один из крупнейших производителей лицензионных иномарок и легендарных "уазиков" - "Соллерс" так и не смог возродить УАЗ. Диверсификация приносила больший доход. Но разразившийся экономический кризис заставил компанию умерить оптимизм. На первое место выходит умелый GR.

   "УАЗ - автомобиль очень неплохой, даже можно сказать, стал отличный после доведения его до ума своими руками, - пишет Виталий, участник форума на сайте одного из дилеров УАЗа. - Но при покупке "Патриота" надо быть готовым все доделывать самому, сразу сесть и поехать, как в иномарках, не получается". Самый большой недостаток автомобиля - это его сборка. Описание того, что проделал Виталий со своим "железным конем" сразу после покупки, занимает страницу текста: начиная от протяжки всех болтов, которые были закручены "от руки", до смазки и шприцевания всего и вся. "Руль стоял кривовато, ослабил шесть держащих его болтов, потянул его вверх и руль встал на свое место, - жалуется Виталий. - Был свист ветра из передних дверей. Не мог найти откуда, пока не снял декоративные накладки боковых зеркал со стороны салона, там оказались отверстия, через которые проходили провода и было видно улицу, пришлось заделывать поролоном". Тратя по 1,5 - 2 часа после работы, он устранил все "косяки", которые нашел за полтора месяца. Поломок пока не было, но расход бензина в первые 2000 км - 21 - 22 л на 100 км, после 3000 км цифра снизилась до 18 л на сотню, но на ТО ему сказали, что расход войдет в норму не раньше чем через 10 000 - 15 000 км. "Вообще машина нравится, управление легкое, подвеска достаточно мягкая, в салоне тихо, ничего не гремит, не течет, нет шума дороги, в салоне много места, разгоняется быстро. В общем плюсов много за такие деньги", - делает вывод Виталий. Но деньги по сравнению с иномарками все-таки не маленькие. Авто в максимальной комплектации можно купить в "АвтоГермесе" за 672 000 руб. (базовая стоимость - 465 000 руб.), тогда как цены на модельный ряд SsangYong, который также производится на предприятиях "Соллерса", начинаются от 591 000 руб. (Actyon Sports). "Патриот" - это нишевый автомобиль, пользующийся спросом только у определенной категории владельцев. Грязь помесить, как выражаются его хозяева, и в гараже посидеть. Своего рода хобби - и одно, и другое. "УАЗ "Патриот" - это моя машина. За 20 лет перебыло 5 авто только отечественного автопрома, - пишет Георгий, участник форума на сайте одного из дилеров УАЗа. - Привык ковыряться в гараже с машиной. "Иностранца" купишь - и заняться будет нечем". Но таких людей с каждым днем остается все меньше, следовательно, на большие продажи можно не рассчитывать. Надо диверсифицировать производство, искать новые ниши, о чем еще два года назад говорил основной владелец "Соллерса" Вадим Швецов.

УЙТИ ОТ МОРДАШОВА

   Руководитель металлургической компании "Северсталь" Алексей Мордашов стал совладельцем УАЗа в октябре 2000 года. Тогда он объяснял необычную для сталевара покупку автопроизводителя желанием диверсифицировать бизнес и построить вертикально интегрированный холдинг. Дополнительный интерес автозавод вызывал еще и как крупнейший потребитель продукции "Северстали". Впрочем, новым приобретением металлург не увлекся, доверив его полностью своему заместителю Вадиму Швецову, который стал генеральным директором "Северсталь-Авто". В начале 2007 года Мордашов вышел из автомобильного бизнеса, продав свой пакет (49,3%) Швецову (ему на тот момент принадлежало 8,7% акций компании). Для Мордашова это был все-таки непрофильный актив. Говоря о причинах покупки, гендиректор отметил, что это логичный шаг. "Для меня этот бизнес интересен. Я хочу им заниматься, у меня есть для этого драйв. Я хотел купить, а он (Мордашов) хотел продать", - сказал Швецов.
   После сделки в стратегии компании практически ничего не изменилось, так как и ранее именно Швецов как гендиректор определял направление развития. По словам финансового директора ОАО "Соллерс" Николая Соболева, цель - "индустриальное партнерство с мировыми автопроизводителями". Единственное, что было сделано сразу - это ребрендинг, чтобы убрать из названия ассоциацию с металлургическим бизнесом.
   В 2008 году компания Вадима Швецова получила название "Соллерс". В нее уже входили Ульяновский автомобильный завод (УАЗ), Завод микролитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах и Заволжский моторный завод (ЗМЗ). А основной акцент в развитии делался на выпуск лицензионных автомобилей, так как УАЗ на тот момент уже показал свою неэффективность. "Мы не рассчитываем, что продажи увеличатся, но объемы производства грузовых автомобилей на УАЗе сохранятся. Будет происходить плавное замещение старого модельного ряда новым, - рассказывал два года назад в интервью "Ко" Николай Соболев. - Завод и дальше будет модифицировать модели, а стратегия УАЗа основана на развитии платформы "Патриота".
   На ЗМА уже производились корейские внедорожники SsangYong и итальянские FIAT. Было подписано соглашение с японской Isuzu о сборке коммерческих грузовых авто на производственной площадке Ульяновского автомобильного завода. Тогда "Северсталь-Авто" планировало унифицировать платформы с корейскими машинами. Подгоняло Швецова и внедрение в России новых экологических стандартов. С 1 января 2008 года в РФ вступали в действие нормы "Евро-3", запрещающие производство автомобилей, не соответствующих этому стандарту. На "Евро-4" наша страна должна перейти с января 2010 года. "В этом стандарте заинтересованы все иностранные автоконцерны, работающие в России, - говорит директор по развитию бизнеса Auto-Dealer.ru Олег Дацкив, - и он будет принят в ближайшее время".

"БУХАНКА" ПОД НОЖ

   Если с лицензионными иномарками, собираемыми на заводах "Соллерса", особых проблем с переходом на "Евро-4" нет, то УАЗу это может стоить дорого. По словам исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Игоря Коровкина, адаптация отечественных моделей авто под "Евро-3" привела к повышению цен в среднем на 200 евро в отношении легковых и на 1000 евро в отношении грузовых автомобилей. Мало того что доработка двигателя до "Евро-4" увеличит цены. Так, например, производство самого популярного сельского внедорожника - УАЗ-2206 ("буханка") - может быть прекращено, так как его невозможно довести до требований нового стандарта не только по экологии, но и по пассивной безопасности. "Буханка" - единственный на российском рынке полноприводный автомобиль в ценовой нише до 350 000 руб. Его главные достоинства - универсальность и проходимость. Например, машина спокойно передвигается по снежной целине глубиной до 0,5 метра. "Буханка" вмещает в себя до 10 пассажиров и до 1 тонны груза. Это автомобиль по своим характеристикам превосходит даже знаменитого "козла", также выпускающегося на УАЗе, и качеством, и конструкцией, так что по конкурентным свойствам для бездорожья ему трудно будет найти замену.
   "Соллерс" пытался что-то сделать с дизайном УАЗа, процессом сборки, качеством, - рассказывает Олег Дацкив, - но отказался от кардинальных перемен из-за человеческого фактора. На предприятии работают в основном люди советской закалки, которых переучить практически невозможно. Да, машины отчасти модернизировали, но это не требовало больших инвестиций". Кстати, производство Isuzu было перенесено из Ульяновска в Набережные Челны в том числе и по этой причине, а значит, на УАЗ особой ставки нет. Так уже было с автомобилем "Ока": когда ввели стандарт "Евро-3", на ЗМЗ прекратили ее выпуск, объяснив отсутствием рынка сбыта. То же самое может произойти с "буханкой" и "козлом". Тем более что у "Соллерса" уже достаточно широкий модельный ряд.
   Впрочем, УАЗ еще может "покоптить небо". Как сообщили "Ко" в Минпромторге, сейчас готовятся поправки в технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", которые предполагают применение с 1 января 2010 года "Евро-4" лишь для машин, которые только будут ставиться на конвейер. Для продукции, уже получившей одобрение типа транспортного средства, то есть выпускающейся в России, сроки перехода на "Евро-4" будут сдвинуты.
   Что касается "Патриота", то это нишевая модель для любителей активного отдыха. Некоторые владельцы Mercedes Gelandewagen, Land Cruiser и Nissan Patrol для охоты и рыбалки покупают УАЗы. "На Gelandewagen можно поехать в лес, но царапать ветками авто за $120 000 - $150 000 как-то жалко", - говорит Олег Дацкив.
   УАЗ ценен лишь возможностью для привлечения иностранного инвестора, но вряд ли сейчас кто-либо из мировых концернов, находящихся, как и весь автопром, в глубоком упадке, способен прийти в Россию. Глава Сбербанка Герман Греф после покупки Opel, правда, говорил, что сборкой немецкого автомобиля может заняться "Соллерс", но с компанией, по словам Николая Соболева, этот вопрос пока не обсуждался.

"ОХОТНИК" ЗА СУБСИДИЯМИ

   На что рассчитывает Вадим Швецов, когда продажи автомобилей в России упали более чем в два раза? По оценкам самого "Соллерса", в этом году рынок "легковушек" сократится на 60%, а сегмент коммерческого транспорта - на 70%.
   "Полтора года назад мы добавили к стратегии развития сервисноориентированную составляющую, - рассказывает Николай Соболев. - Компания запустила программы лизинга и кредитования, начала разработку новых спецавтомобилей (сделано более десятка версий на базе УАЗа, FIAT Ducato и Isuzu) и приступила к созданию собственной розничной сети". До конца 2009 года планировалось открыть 16 дилерских комплексов, но вряд ли этому суждено сбыться: пока "Соллерс" имеет лишь 5 таких точек - кризис!
   По состоянию на середину 2008 года "короткий" долг компании составлял 6,5 млрд руб., совокупная задолженность - 13,7 млрд руб. Объемы продаж УАЗа за 5 месяцев этого года рухнули на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, FIAT - на 34%, SsangYong - на 46%. Продажи снижаются у всех, и "Соллерс" падает вместе с рынком. По мнению экспертов, это связано с тем, что "Соллерс" не успел раскрутить хороший недорогой автомобиль. "Таковым мог стать FIAT Albea, но машина оказалась чуть дороже конкурентов, а имидж заработать не смогла, - говорит главный редактор специализированного журнала "Авто Бизнес Ревю" Роман Гуляев. - А FIAT Linea компания обещает вывести на рынок примерно около года". Внедорожники SsangYong достаточно дорогие, а значит и продаются хуже. Кроме того, до недавнего времени была неясна перспектива самого корейского SsangYong, которому грозила ликвидации. Компания подала иск о защите от кредиторов 9 января 2009 года и начала готовить программу реструктуризации. От этого зависела и судьба лицензионного производства в России - представители отечественной компании заявляли тогда о своей готовности выкупить эти лицензии. Но сейчас "кореец" вроде как избежал закрытия.
   У "Соллерса" есть и неплохой задел по государственным контрактам. По прямым корпоративным продажам компания рассчитывает реализовать в этом году около 8000 УАЗов и порядка 2500 FIAT Ducato. Этот автомобиль начал пользоваться спросом у госструктур благодаря спецверсиям ("скорая помощь", школьный и милицейский автобус). По линии Минобороны завод традиционно поставляет ежегодно около 1000 машин. "Конечно, большую поддержку в продажах оказали программы правительства по выделению дополнительных средств федеральным ведомствам и регионам на закупку автотехники", - признаются в "Соллерсе".
   "Мы, безусловно, на этот год снизили свои прогнозы по объемам продаж, - говорит Николай Соболев, - и разработали программу антикризисных мер". Правда, не последнее место в ней занимает поддержка властей. Это вывод на рынок новых бюджетных модификаций, таких, например, как УАЗ Hunter за 350 000 руб., подпадающий под бюджетное субсидирование процентных ставок по кредитам для частных лиц. В марте ульяновские УАЗы попали под льготы другой правительственной программы - это транспортировка автомобилей на Дальний Восток без оплаты услуг РЖД (компенсировать дорогу будут также из федерального бюджета). Результатом стал рост продаж в регионе "Патриотов" и созданных на его базе пикапов на 30 - 50%. Частью антикризисной программы является ускорение локализации иностранных моделей, что позволяет компенсировать курсовые разницы, а также выход на рынок Дальнего Востока - для этого правительство предоставит "Соллерсу" госгарантии по размещению облигаций объемом 5 млрд руб.

АТАКА НА ПРАВЫЙ РУЛЬ

   Еще в феврале 2009-го гендиректор "Соллерса" Вадим Швецов рассказывал, что компания намеревается осенью запустить сборочное производство на Дальнем Востоке. "План сейчас прорабатывается, мы от своих целей не отказываемся, но сегодня мы будем говорить только о мелкой сборке - в такое время на большие инвестиции мы не готовы", - говорил Швецов в начале года. Теперь государство подтвердило, что поможет размещению облигаций компании для реализации этого проекта. Срок погашения облигаций - до десяти лет, и это один из пунктов обновленной программы антикризисных мер правительства на 2009 год. Документ подписан премьер-министром Владимиром Путиным на прошлой неделе.
   Новый завод в Приморском крае будет запущен в IV квартале этого года. Производство начнется с грузовиков Isuzu и спецверсий FIAT Ducato. В компании утверждают, что в регионе большой спрос прежде всего на коммерческую технику - это связано с большими стройками, которые ведутся в рамках подготовки к саммиту АТЭС, с крупными инфраструктурными проектами и проектами в нефтегазовом секторе. Кроме того, на Дальнем Востоке существует дефицит техники для социальных нужд - маршрутные такси, автомобили "скорой помощи", школьные автобусы. Эти потребности будет закрывать FIAT Ducato, а с 2010 года компания предполагает запустить производство внедорожников SsangYong. Общие создаваемые мощности рассчитаны на выпуск более 20 000 авто в год. "Поскольку основной упор будет сделан на первом этапе именно на коммерческие автомобили, конкуренция с праворульными иномарками нас не пугает", - говорит Николай Соболев. "Считается, что это наиболее эффективная стратегия вхождения в регион с учетом его развития, АТЭС, нефтегазовых проектов", - отмечает заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дементьев. Но эксперты сомневаются в успешности проекта. "Комплектации японских авто, к которым привыкли на Дальнем Востоке, кардинально отличаются от европейских версий, - указывает Роман Гуляев. - Если говорить о коммерческом транспорте, то у них очень оригинальные надстройки. Например, пятитонный грузовик с манипулятором-автокраном. Автомобиль сам на себя положит груз и вывезет его. Это очень востребовано". "Большинству праворульных моделей нет альтернативы, - уверен Олег Дацкив. - Даже если будет введен запрет на ввоз таких авто, большая часть населения продолжит эксплуатировать уже существующий в регионе транспорт, перепродавая его друг другу. Вряд ли получится пересадить население на левый руль".
   Что же может стать для "Соллерса"
   реальным преимуществом? УАЗы - это прошлый век, внедорожники SsangYong пока мало чем отличаются от других корейских "соперников" - Hyundai и Kia. У конкурентов более развитая дилерская сеть и чуть лучший имидж, но SsangYong может быть более привлекательным по цене. Кроме того, отмечают эксперты, эту машины делают в Набережных Челнах, где всегда производство находилось на более высоком уровне по сравнению с другими отечественными автозаводами.
   "Выстрелить" в конкурентов "Соллерс" может новой моделью корейской фирмы - компактным кроссовером SsangYong C200. В будущем году компания планирует начать на конвейере своего нового татарстанского производства сборку авто, концепт которого был впервые представлен на прошлогоднем Парижском автосалоне. Это произойдет сразу после того, как новинка начнет выпускаться у себя на родине. "С200 - простой и относительно недорогой кроссовер последнего поколения, - говорит Роман Гуляев, - а потому на него должен быть и спрос". Впрочем, имея одну топовую модель, трудно конкурировать со всем рынком.

   Внедорожник - это автомобиль, который застрянет там, куда другой не доедет.
   НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

   "Патриот" в максимальной комплектации можно купить в "АвтоГермесе" за 672 000 руб., тогда как цены на модельный ряд SsangYong, который также производится на предприятиях "Соллерса", начинаются от 591 000 руб. (Actyon Sports)

   УАЗ-2206 ("буханка") невозможно довести до требований стандарта "Евро-4" не только по экологии, но и по пассивной безопасности