Сладкая пятилетка, а после — кризис

10.09.202111:48

Пять тучных лет и последующий кризис — такой прогноз для России, сделанный Евразийским банком развития (ЕАБР), представили на Столыпин-форуме в Москве. По словам главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова, экономический подъем в стране сменится тяжелой пятилеткой. В частности, России могут аукнуться зеленые инвестиции. 

Ковида больше нет 

«Мы сейчас находимся в очень сладкой, очень приятной точке начала длинного экономического цикла — когда оправданы инвестиции, когда легко идет рост. По нашим прогнозам, Россия в ближайшие пять лет — до 2026 года — будет расти на 2,5%. Притом что ее потенциал составляет всего 1,5%», — рассказал Евгений Винокуров. 

По его мнению, положительную динамику обеспечит в первую очередь инвестиционный фактор. Причем в плюс в ближайшие годы пойдет экономика всего мира.

«Экономики мира беспрецедентно накачены деньгами, — отметил Евгений Винокуров. — Только за 2020 год порядка 10% мирового ВВП просто разбросано с вертолета. В связи с этим экономика в 2021 году растет, как на стероидах, и уже превысила доковидный уровень».

С точки зрения макроэкономиста, ковида больше нет: экономика полностью восстановилась и вошла в новый цикл, по опыту длящийся 8–12 лет. Затем традиционно начинается структурный глобальный кризис.

В течение декады ожидаются две такие волны: страны со средними доходами входят в основную группу риска и могут оказаться под ударом до конца 2025 года. В свою очередь, развитые экономики рискуют на длинном горизонте.

Угрозу глобальной экономике создает не только цикличность, но и противостояние США и Китая. Если первоначально соперничество двух гигантов шло исключительно в торговой сфере, сейчас оно, по мнению Винокурова, переносится в технологический сектор, а со временем может выплеснуться и в военно-политическую сферу.  

Зеленое эхо 

Россия столкнется с трудностями гораздо раньше — уже во второй половине 2020-х годов, считает главный экономист ЕАБР. Согласно исследованию, в стране в середине 2021 года уже завершилась активная фаза восстановления экономики. В следующем году нас ждет замедление роста в результате сокращения бюджетных и денежно-кредитных стимулов.

В среднесрочной перспективе негативно аукнуться России может развитие зеленой экономики. В прошлом году, как подчеркнул Винокуров, инвестиции в возобновляемые источники энергии впервые превысили вложения в невозобновляемые, что было невозможно представить всего пять лет назад. 

«Колоссальные вложения, которые сейчас делаются в возобновляемые источники энергии, не сразу изменят лицо мировой экономики. На это потребуется, скорее всего, 7–10 лет. И вот когда количество перейдет в качество, спрос на российский углеводородный экспорт упадет», — считает Евгений Винокуров. 

Неравенство как главная проблема 

Презентуя исследование «Экономика мира и России в 2020-х годах: что нас ждет и почему», эксперт отметил еще несколько трендов, которые кристаллизовали и ускорили коронакризис. 

Лицо экономики во всем мире в ближайшие годы будет определять, во-первых, цифровизация (четырехкратный рост скачиваний мобильных приложений тому свидетельство). Во-вторых, рост доли здравоохранения и образования в ВВП. Основным драйвером аналитики считают онлайн-образование, которое до 2020 года было экзотикой, а всего за несколько месяцев ковидного года стало нормой жизни. 

В-третьих, будет происходить ускоренный рост неравенства. «Само по себе неравенство — это не зло и не добро, это факт. А вот неравенство возможностей, то есть доступа молодежи к здравоохранению и образованию — это очевидное зло. Причем с точки зрения чисто экономической прагматики», — подчеркнул Евгений Винокуров.

Сегодня, как говорится в исследовании, 30% молодежи не хватает технологий для участия в дистанционном обучении. Еще одна впечатляющая цифра — 95% населения без доступа к интернету проживает в развивающихся странах. 

Какой мандат нужен ЦБ 

По мнению Олега Дерипаски, также принявшего участие в Столыпин-форуме, прогнозируемые ЕАБР 1,5–2% роста отечественную экономику не спасут. Даже обещанных Минэкономразвития трех процентов кажется мало. 

«60% населения имеют годовой доход меньше 300 тысяч рублей. Даже за прекрасные продукты ‘‘Яндекса’’ не удастся заплатить. Нам нужен темп роста 7–7,5%, и этого можно добиться — иначе это будет другая страна через 10 лет», — заявил Дерипаска. 

По оценке бизнесмена, спасти ситуацию могут смелые шаги мегарегулятора и более строгий антимонопольный контроль. Если российское правительство обеспечит трехпроцентный рост, еще четыре процента может добавить финансовый рынок во главе с ЦБ, у которого располагаемый ресурс — 45 триллионов рублей.

«Все, что для этого нужно сделать, — изменить мандат, который у ЦБ закреплен законодательным путем. Ввести туда параметры: экономический рост, инвестиции в основной капитал, создание рабочих мест», — подчеркнул Дерипаска.

Еще одно условие — более эффективная работа антимонопольной службы, в том числе в отношении госбанков и цифровых компаний. Бизнесмен понадеялся, что антимонопольный комитет будет регулировать цифровую экономику РФ. В противном случае россияне станут «рабами» «Яндекса» и всех остальных приложений, которые, с одной стороны, очень приятные, с другой — ограничивают конкуренцию.

«Мы уже видим ряд последствий: рост на рынке труда IT-индустрии, когда ломаются сложившиеся отраслевые направления, всех сманивают в одну компанию… Нас уже загнали госбанки. Сначала это был такой приятный институт, готовый подставить плечо российскому бизнесу, а сейчас это инициатор ростовщических кабальных контрактов, когда ты платишь лишние 5% комиссии неизвестно кому, и это приводит к тем темпам роста, которые мы видим», — заключил Дерипаска.