Top.Mail.Ru
архив

Следи за собой

Автор системы WebVisor Артур Суилин однажды уже пытался создать свой собственный инновационный проект. Но в начале "нулевых" найти инвестиции для развития сервиса статистики iMetrix не удалось.

Суилин признает, если бы он немного опоздал, то по-прежнему бы искал финансирование. Корпорация "РБС" вложилась в его задумку незадолго до разгара кризиса - летом прошлого года. По экспертным оценкам, инвестиции не превышают $1 млн. С Павлом Маурусом, президентом и совладельцем РБС, кроме iMetrix автор WebVisor работал еще в Port.ru - проекте Mail.ru. Вместе они разрабатывали систему Talk.ru, призванную объединить пользователей Web и Fido. Это был некий прототип социальной сети, который не был завершен из-за недостатка денег. Теперь у партнеров новое детище - WebVisor - система для отслеживания всех действий пользователя на сайтах.

ВIG BROTHER IS WATCHING

   Американские ученые доказали, что движение компьютерной мышки соответствует движению глаз. Таким образом, можно видеть, что именно привлекает внимание посетителей сайтов, а что остается "за кадром". С помощью WebVisor можно, например, проанализировать юзабилити и разобраться в причинах ухода пользователей. WebVisor опробовал свою технологию на себе - страница с расчетом стоимости использования системы оказалась точкой выхода с сайта для большинства гостей. "Люди не готовы покупать кота в мешке. Когда мы это увидели, то разместили под формой расчета стоимости кнопку, ведущую на демоверсию WebVisor. Конверсия посетителей в клиентов выросла в 1,5 раза", - рассказывает Анастасия Медведева, руководитель отдела по развитию бизнеса компании и по совместительству супруга автора проекта. Она вместе с мужем стояла у истоков создания системы и помогала ему идеями. Озаботиться соблюдением закона "О защите персональных данных" сайты должны самостоятельно. WebVisor хранит обезличенные сведения, то есть не привязанные к конкретным аккаунтам посетителей. Информация становится персонифицированной, только когда попадает к владельцам сайтов. И те обязаны в пользовательском соглашении предупредить о слежке. Пока претензий на этот счет со стороны посетителей не поступало.

НЕПРЕРЫВНОЕ СМОТРЕНИЕ

   Суилин задумался о таком сервисе, когда работал в web-студии "Мастер-бит", совладельцем которой являлся, и отвечал там за всю техническую часть. Менеджерская деятельность не ухудшила его навыков программирования, и он в одиночку создал прототип WebVisor всего за несколько месяцев, трудясь в свободное время. Когда Суилин понял, что идея работает, то вышел из бизнеса и отправился на поиски инвесторов. Предприниматель был уверен, что западная схема, когда изобретатель с улицы может прийти к совершенно незнакомому "бизнес-ангелу" и получить деньги, в России не действует - все решают связи. Поэтому обращаться в венчурные фонды он даже не пытался, а решил делать бизнес со старым знакомым - Маурусом. К октябрю 2008 года была создана первая полноценная альфа-версия, а весной нынешнего состоялся запуск в коммерческую эксплуатацию. В октябре 2009-го вышла вторая альфа-версия. С марта к сервису подключилось около 6000 сайтов, владельцы которых узнали о WebVisor через "сарафанное радио". Большинство пока пробует сервис в деморежиме, а также использует систему бесплатно по специальной программе для некоммерческих и благотворительных организаций. Около тысячи клиентов платят за сервис. Из них около 50% работают с WebVisor уже несколько месяцев.
   Стоимость сервиса зависит от количества "гостей" ресурса, числа сайтов, которые будут подключены, а также от сроков хранения данных о пользователях и об эксплуатации системы. При оплате сразу за год можно получить скидку в 50%. К примеру, за три месяца использования WebVisor на одном сайте с посещаемостью 1000 - 2000 человек в день и сроком хранения данных в течение месяца стоимость услуг составит 3360 руб. без НДС. С максимальной скидкой сервис будет стоить 700 руб. ежемесячно. То есть сейчас проект приносит своим акционерам около 700 000 руб. в месяц. По планам стартап выйдет на самоокупаемость уже до конца текущего года, а еще через год начнет приносить прибыль. К 20 октября WebVisor записал 1 082 370 452 минуты просмотров страниц. Это почти 2059 лет непрерывного смотрения в монитор компьютера.

НОВЫЕ КАДРЫ

   Причем кризис сыграл на руку Суилину - в прошлом году специалистов днем с огнем было не найти, а сегодня в компании работают 10 человек, большинство из которых - опытные программисты на Java и Java-script. Инвестиции уходят в основном на зарплаты. По оценкам аналитиков, на ежемесячное содержание такой команды расходуется $30 000 - 40 000. Расширять штат в компании не собираются, нынешнего коллектива достаточно для того, чтобы совершенствовать функционал системы в течение будущих лет. А развивать сервис необходимо - сейчас не анализируются страницы сайтов, закрытые паролем, а также личные страницы пользователей. Например, в корзине покупок в интернет-магазинах не фиксируются товары, которые выбирали посетители. Суилин планирует улучшить анализ юзабилити и сотрудничает в этом направлении с компанией Usethics.
   Также у WebVisor есть партнерская программа - можно разместить на своем сайте уникальную ссылку на систему и получать 10% со всех клиентов, которые по ней пришли. Партнеров пока немного - всего три компании. А конкурент всего один, да и тот на Западе - фирма ClickTale. WebVisor собирается выйти на иностранный рынок в следующем году. Еще в планах - начать предлагать сайтам услугу по анализу движения глаз посетителей, а не мышки. Это Суилин намеревается делать через партнеров. Компания-подрядчик станет собирать фокус-группу под каждый сайт, с помощью специальных камер iTracker будет фиксироваться направление их взглядов и создаваться карта внимания посетителей конкретного сайта. Кто выступит в роли партнера и сколько будет стоить такая услуга, пока неизвестно.
   

   Леонид Делицын, эксперт-консультант ИК "Финам":
   "Все острые потребности владельцев сайтов удовлетворены: есть счетчики, инструменты для панельных исследований. Проект может приносить несколько сотен тысяч долларов в год. Но очень быстро вырастут расходы на инфраструктуру - хранение и обработку больших объемов информации. Сейчас, пока клиентов немного, на это уходит небольшая сумма по сравнению с затратами на зарплаты. Но через год-два издержки по этой статье могут составить сотни тысяч долларов в год. Идея с выходом на иностранный рынок хороша, но придется открывать офис на Западе и обязательно позиционировать себя как высокотехнологичную японскую, ирландскую, немецкую компанию, но никак не российскую. Кроме того, придется серьезно вложиться в маркетинг. А если идея окажется успешной, она, к сожалению, не защищена, ее легко повторить. Ничто не мешает добавить точно такие же функции, скажем, в Google Analytics".