Top.Mail.Ru
архив

Слишком много

19.05.201400:00

туризм, турбизнес, Париж
Иностранный туризм - безусловное благо для экономики любой страны. Недаром в России так бьются над повышением туристической привлекательности наших красот, над созданием благоприятного имиджа и удобной для гостей инфраструктуры, вплоть до англоязычной транспортной навигации, например, в Москве. Особенно в столице умиляют указывающие на выход из метро надписи на английском Way out, означающие на самом деле выход из затруднительного положения, а не привычный всем Exit. Но, как бы то ни было, старание налицо, и все ради туристов и их денег. И те, и другие начинают между тем прибывать. Как сообщила Всемирная туристическая организация, с января по сентябрь 2013 г. число поездок иностранцев в РФ выросло на 26%. Столь стремительный рост объясняется, впрочем, тем, что стартовал процесс с очень низких уровней. И кроме того, надо понимать, что из-за событий на Украине рассчитывать на сохранение положительной динамики не приходится.

По данным Всемирной туристической организации, 2013 г. в смысле международного туризма стал рекордным. Европа в 2013 г. приняла на 5% больше туристов, став мировым лидером по приросту поездок в абсолютных показателях: 563 млн человек. В тройку лидеров по доходам от иностранного туризма входит Франция (абсолютный лидер - США), ежегодно получающая от "понаехавших" около $60 млрд. На таком фоне вопрос о том, не бывает ли туристов слишком много, может показаться неуместным. Но это только на первый взгляд.

Население Франции составляет около 66 млн человек, а туристов ежегодно приезжает около 80 млн. Под напором турпотока наиболее посещаемые точки и регионы страны сегодня стоят перед угрозой серьезных трансформаций своей идентичности.

Возьмем Париж, Мекку приезжающих во Францию нуворишей всего мира, влюбленных и просто романтиков, а также шопоголиков. Мост Александра III с его скульптурами, Вандомская площадь с ее колонной и бутиками, Лувр с пирамидой, центр Помпиду уже просто бог знает с чем, башня на Монпарнасе со смотровой площадкой, не говоря уже о башне Эйфеля, трехкорпусные универмаги Printemps и Galeries Lafayette, Монмартр и Люксембургский сад вкупе с Тюильри, Нотр-Дам и Сена - магия французских названий не в состоянии более замаскировать необратимый процесс постепенной утраты французской столицей французского духа. В известной степени это удел всех европейских мегаполисов. Но в случае с Парижем происходящее особенно обидно. Тем более что тут одно из самых дорогих турнаправлений, а за свои немалые деньги все-таки хочется Франции, какой мы ее себе привыкли представлять.

Это похоже на размывание люксовых потребительских брендов, когда все кому не лень ходят, например, с фальшивыми сумками Louis Vuitton и шарфами Burberry, так что покупка оригинальных вещей этих брендов не только
теряет всякий смысл, но даже становится в какой-то степени неприятной и неприемлемой.

Верная примета Парижа сегодня - вездесущие, идущие железной поступью организованные колонны и чуть менее организованные толпы туристов из Азии, главным образом китайцев. И это никакое не преувеличение, а констатация факта. Видели вы когда-нибудь многометровую очередь на вход в бутик Chanel или Prada? Очередь из китайцев. Они - снаружи, они - внутри, и вовсе не только в роли покупателей. Продавцы - тоже китайцы. Так что бедному русскому туристу в центре Парижа приходится объясняться по-английски с китаянкой, убегающей на склад за требуемым товаром, пока еще один продавец-китаец оформляет чек, а второй - возврат НДС.

Можно не ходить по бутикам, а пойти, например, на рынок на Монмартре. Там в базарный день вволю наслушаешься марокканских лоточников, зазывающих покупателей столь громко, что у непривычных прохожих через пять минут начинается звон в ушах. И уже парижские окна с парижскими же витыми балконными решетками и кое-где даже с цветами не вызывают былого умиления: из этих окон на вас смотрят все те же смуглые лица. Они же, кстати, продают знаменитые парижские жареные каштаны. Это не туристы, конечно. Но социальный статус этих людей не так важен. Важно, что это уже не Париж. Во всяком случае, не Париж нашей мечты.

Гарантированное обилие приезжих в любое время года ведет к размыванию качества сервиса. Надо сказать, что с освоением английского у французов стало в последние годы немного лучше. В том смысле, что от слов "Do you speak еnglish?" уже не шарахаются. Просто отвечают: "Non". Если спросишь "Parlez-vous anglais?", можешь в ответ получить "Non" с улыбкой. Не в гостиницах и не в турбюро, конечно. И видимо, не в деловом районе Парижа Дефанс. Но на улицах или даже в туристическом общепите - запросто. И пусть никого не вводят в заблуждение объявления типа "We speak еnglish here" - неправда, не говорят они по-английски.

И не желают знать, что такое капучино, кивая всякий раз головой и упорно принося просто кофе со сливками - café creme. Стоимостью, между прочим, от 4 до 6 евро. Двойной эспрессо при этом запросто может обернуться одинарным, но с двойным количеством воды. Презрение к нефранцузским специалитетам не скрывается, хотя в меню многих парижских brasserie и tea rooms включены, как дань глобализации, гамбургеры, а истинно французского меню на туристических тропах почти нет. Если не считать аперитива kir, конечно. Всегда и везде имеющиеся в наличии багеты и круассаны тоже могут быть, и часто бывают, из дешевых и совсем невкусных. Персонал общепита можно понять: им нет смысла бороться за клиента. Приезжих столько, что качество обслуживания или блюд на самом деле роли уже не играет. Отчасти и поэтому никак не сломается занятный график работы кафе: часов с 11-12 до 15, а потом только с 18.30-19 до 22-23.

Разоткровенничавшаяся туристка из Австралии минут пятнадцать жаловалась, что за 280 евро в сутки снимает номер в трехзвездочном отеле в престижнейшем районе возле Opera, и в номере этом не может разминуться со своей мамой, если только одна из женщин не лежит на кровати. Плюс ободранная и вяло текущая сантехника и постоянный аромат каких-то приправ из расположенного внизу азиатского ресторана. И номера в этом отеле, как и большинство в Париже, были раскуплены на корню на полгода вперед.

Со всем этим надо что-то делать. Поедем? Посмотрим, как они там справляются?