Top.Mail.Ru
архив

Слоны и моськи

Два мировых страховых гиганта – компании AIG и Allianz решили помериться силами на российском рынке. Завершив сделку по приобретению РОСНО, Allianz планирует потратить несколько миллионов долларов на продвижение своих услуг в России. В свою очередь, AIG, по слухам, озаботилась покупкой российской компании «Ингосстрах», сделавшей себе имя еще в советские времена.

 

AIG и Allianz конкурируют в течение сорока лет, то есть примерно с тех пор, как AIG начала завоевывать международный авторитет благодаря президенту Морису Гринбергу (который управляет компанией по сей день), а Allianz приняла стратегическое решение о выходе на международный рынок. До сих пор эти компании успешно делили глобальные рынки: AIG доминировала в США и Восточной Азии, а Allianz – в Западной Европе. Это территориальное деление сложилось исторически. Allianz – исконно немецкая компания, а AIG, созданная в Китае, по духу и по национальной принадлежности ее создателя – американская. Конечно, Allianz неоднократно пыталась выйти на американский рынок, а AIG даже работала в Европе (обслуживая союзнические войска во время второй мировой войны), но переиграть конкурента на чужом рынке не удавалось обеим сторонам. «Мы конкурируем везде. УAllianz есть офисы в 70 странах, у нас в 130 – 140. Мы уже привыкли к конкуренции с другими международными компаниями, здесь для нас нет ничего нового», – говорит президент компании «AIG Россия» Гэри Колман.

Борьба достигла такого накала, что теперь ни одна из компаний не может выйти из игры. В Восточной Европе полюсность страхового рынка еще более очевидна. Например, в Болгарии работают только три иностранные страховые компании (хотя в этой стране нет ограничений для иностранных страховщиков) – AIG, Allianz и греческая компания Interamerican (последнюю можно не принимать всерьез).

А наши лучшеНесколько иная ситуация сложилась на российском страховом рынке. Здесь серьезную конкуренцию международным гигантам составляют доморощенные компании, которые набрали вес благодаря протекционистским мерам государства.

AIG в прошлом году собрала $13,6 млрд взносов в области страхования жизни. Эта компания шла к такому результату много десятилетий, развивая бизнес во многих странах мира. А российские компании ПСК и «Спасские ворота», работая только на местном рынке, добились того, что их сборы в области страхования жизни всего в 10 раз меньше, чем показатели международного гиганта. И это не все самые крупные российские страховые компании.

Но это только голая статистика. На самом деле бешеные показатели отечественных компаний объясняются специфическими схемами их работы. В отличие от западных конкурентов основными потребителями услуги страхования жизни в России являются крупные предприятия, которые таким образом оптимизируют выплату налогов. Характерно, что госдепартамент США, опубликовавший недавно свою статистику, считает, что освоенный рынок страхования жизни в России составляет всего $24 млн. Оценки же потенциального спроса на услуги западных страховщиков колеблются от $12 млрд до $20 млрд. Поэтому нет ничего удивительного в таком интересе западных гигантов к российскому рынку.

 

Гляжу в тебя…

Конкуренты повторяют действия друг друга как в зеркале: Allianz купила РОСНО – значит, AIG должна купить «Ингосстрах». Allianz начинает демпинговать – значит, и от AIG надо ждать понижения тарифов. Кстати, в этом случае у AIG более уязвимые позиции, так как она недополучила изрядную часть прибыли в связи с катастрофой в США 11 сентября 2001 года. Соответственно резервов для ведения конкурентной борьбы на рынках «третьего мира» у AIG меньше, поскольку обычно сокращение расходов затрагивает второстепенные рынки (Россия пока, увы, относится именно к таковым). И хотя Гэри Колман утверждает, что российская компания «AIG Россия» самоокупаема и финансово независима от материнского холдинга, вряд ли покупку «Ингосстраха» московский офис будет оплачивать из собственного кармана.

Allianz пострадала от терактов значительно меньше, а кроме того, выход на российский рынок – часть долгосрочной программы, которая была принята задолго до того, как произошли события, изменившие лицо международного страхового рынка. Хотя бы в силу пресловутой инертности мышления немцев (на которую, кстати, уже жалуется верхушка менеджмента РОСНО), программа эта должна быть выполнена.

Интервенция началась с серьезного понижения тарифов на страхование автомобилей и гражданской ответственности. Специалисты конкурирующих компаний называют ценовую политику РОСНО просто «демпингом». И, кстати, это происходит на фоне повышения тарифов на аналогичные услуги в большинстве крупных компаний – таких, как «РЕСО-Гарантия», «АльфаСтрахование», «НАСТА», Военно-страховая компания, и нескольких других. Если так будет продолжаться, то все действия по созданию крупных страховых холдингов («АльфаСтрахование») и усилению существующих компаний («Интеррос-Согласие»), предпринятые на рынке в прошлом году, окажутся напрасными.

Правда, менеджмент российских компаний паниковать не спешит. Игорь Жук, генеральный директор «Интеррос-Согласия», заявил недавно, что не склонен преувеличивать значение предполагаемого перехода «Ингосстраха» в руки AIG. Возможно, он в чем-то и прав, если учесть, что ни один нормальный иностранец не сможет работать, например, с нашими нефтяниками в секторе так называемых кэптивных компаний. А «Интеррос-Согласие», как бы ни переоценивала свои возможности на рынке личного страхования, всегда будет иметь про запас основного клиента – холдинг «Интеррос». То же касается и «АльфаСтрахования». Остальным компаниям придется либо давить на патриотические чувства клиента, либо развиваться лишь на одном, узком сегменте рынка. А такая тактика никого еще не приводила к успеху в конкурентной борьбе.

 

За высоким забором

Правда, у некоторых наших страховщиков еще теплится надежда на то, что правительство, невзирая на правила ВТО, запретит иностранным страховщикам работать на нашем рынке или по крайней мере сильно ограничит их возможности. «Мы не хотим выстраивать высоких заборов, которые локализовали бы российский рынок, но и полностью открыть его для иностранных компаний тоже было бы неправильно», – говорит генеральный директор РОСНО Евгений Кургин. Его логика вполне понятна: благодаря РОСНО Allianz уже получила возможность широко присутствовать на рынке, а других иностранцев теперь можно и не пускать.

Остальные западные компании избрали другую тактику. Выгоднее поменять всю систему, чем приспосабливаться к существующей. Поэтому, как стало известно «Ко», одним из вариантов регулирования страхового рынка, который предлагается России на переговорах о вступлении в ВТО, является переход на систему разделения компаний по принципу «жизнь – не жизнь» (life and non-life), как это принято в западных странах. То есть все страховые компании должны быть разделены на тех, кто занимается страхованием жизни, и тех, кто специализируется на других видах страхования. По сведениям «Ко», именно страхование жизни интересует Allianz и AIG. По всей видимости, первой стадией перехода на эту систему будет разделение балансовых счетов компаний. Именно этот «смягченный» вариант и обсуждается сейчас в кулуарах Минфина. Наши компании этого страшно боятся, поскольку в этом случае сразу станет очевидным истинное положение российских страховщиков.

Еще по теме