Слышь, брателло

В Соединенных Штатах вышла книжечка-цитатник со знаменитыми высказываниями Джорджа Буша-младшего. Она уже переведена и на итальянский язык. Понятно, что сделать перевод было очень непросто – по той простой причине, что зачастую слова американского президента не понимают даже люди, для которых английский язык родной.

И действительно, часто речи Джорджа Буша лишены смысла, часто они не имеют ни начала, ни конца. Буш может на что-то намекать, но он никогда не заканчивает свою фразу так, чтобы этот намек стал ясен. Его речь сумбурна – даже если оставить в стороне проблемы с грамматикой и синтаксисом. Показателен тот факт, что всем было об этом хорошо известно. Выходит, на пост президента выбирали (а может быть, и не выбирали вовсе?), прости господи, неграмотного человека.

Чем это объяснить? Отчасти, возможно, тем, что Буш говорит так же, как и большинство его избирателей. На эту тему я недавно прочел блестящую и острую статью в одной российской провинциальной газете. Газета издается в Нижнем Новгороде и называется «Наше время: ХХI век», автор статьи – Алия Судакова. Я обнаружил, что мы с нею придерживаемся одинаковой точки зрения.

То, что политики стараются потрафить своему избирателю, употребляя крепкие выражения, ни для кого не секрет. Сказанное целиком и полностью относится и к Владимиру Путину, который призывает «мочить в сортире» чеченских боевиков. Он выразился именно так, потому что был уверен: его избиратель говорит на том же языке и хочет услышать от своего президента именно такие – «мужские» – слова.

Стоит отметить, что эта произнесенная три года назад президентом России фраза прозвучала еще раз, только по-английски. Ее повторил почти слово в слово после событий 11 сентября Дональд Рамсфельд, и под чеченскими боевиками подразумевались афганцы. Не будем говорить о том, что 90% афганцев не имеют представления о том, что такое туалет (или, если настаиваете, «сортир»). Смысл от этого не меняется. Это выражение – на первый взгляд грубое – создает эффект открытости и вызывает доверие. Ведь говорящий так – один из нас, человек из народа. В конце концов и тот, кто произносит эти грубые и вульгарные слова, тоже начинает чувствовать себя одним из народа, даже если народ к нему не подпускают на пушечный выстрел.

Как и моя коллега из Нижнего Новгорода Алия Судакова, я часто вспоминал Виктора Степановича Черномырдина. Что это были за чудесные времена! Будучи премьером, Черномырдин говорил на заседаниях правительства, не выбирая выражений, так, как говорят, скажем, в бане или когда, забивая гвоздь, случайно попадают молотком по пальцам. Язык и поведение тогдашнего премьера были воистину народными. Сегодня Виктор Степанович – посол России в Киеве. Интересно, в каких выражениях он беседует с министром иностранных дел Украины?

У нас в Италии во главе правительства находится синьор, который сочиняет неаполитанские песни (что за прелесть!), но и в его культурно-образовательном багаже тоже не без изъянов. Например, он никак не может запомнить, как звали братьев-близнецов, которые основали Рим. Ему нравится употреблять колоритные выражения, он любит подшучивать над премьерами других стран, наставляя им сзади рожки. Так обычно ведут себя на загородной прогулке с друзьями, выпив изрядное количество пива.

На сегодняшний день в отличие от Владимира Владимировича он еще не решился заказать себе огромный рекламный плакат – 60х20 метров. А у Владимира Владимировича такой плакат уже есть, и его повесили на фасаде разбираемой гостиницы «Москва» прямо напротив Государственной Думы, дабы нынешние и будущие депутаты помнили, что они стоят перед лицом подлинной власти.

Когда такой же плакат напротив итальянского парламента повесит Сильвио Берлускони, это будет означать, что цикл представительной демократии полностью завершился. Лидеры стран начнут общаться с народом без посредников. А в таком общении следует говорить на языке народа – так, как простые люди говорят у себя дома на кухне, не избегая выражений в духе беспросветных автомобильных пробок или футбольных матчей.

Настоящим государственным деятелям это простительно. Кто-то заметил, что подлинные лидеры – это люди, которым удается услышать завывание истории. В природе, как известно, может завывать волчья стая, может завывать ветер. А в политике это очень важное качество, оно подобно инстинкту собаки, которая чувствует приближение землетрясения.