Top.Mail.Ru
рынки

Смартфон первой необходимости

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа
Павел Комаров — руководитель макрокатегории «Бытовая техника и электроника», «Авито»

После не самого успешного начала года российский рынок смартфонов вновь продемонстрировал впечатляющий рост во второй половине 2020-го: по данным компании IDC, в III квартале 2020 года он составил 10 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Из-за пандемии пользователи стали проводить больше времени дома и общаться удаленно, что в итоге стало одним из факторов, повлиявших на увеличение продаж смартфонов: россияне решили не экономить на приобретении удобных и функциональных устройств. Разберемся, где покупали мобильные телефоны потребители в 2020 году и как выживает малый и средний бизнес на рынке продаж смартфонов, соседствуя с такими гигантами, как «М.Видео-Эльдорадо» и «Связной».

Рост и e-commerce

Рост потребления техники в России в 2020 году втрое превысил показатели по аналогичным позициям в Европе. Больше всего увеличились продажи техники для дома (19 % мелкой бытовой техники и 22 % крупной), компьютерной и офисной техники (21 %), товаров для гейминга и развлечений (24 %). Мобильные устройства приобретали на 10 % больше, чем в прошлом году.

В 2020-м треть всех смартфонов в России покупалась онлайн. В число крупнейших онлайн-ретейлеров смартфонов в России в 2020 году вошли:

  • «М.Видео-Эльдорадо» (32,5 %)

  • «Связной» (18,5 %)

  • МТС (12,5 %)

  • «Ситилинк» (11,7 %)

  • «Мегафон» (11,1 %) 

Доля остальных продавцов мобильных телефонов в онлайне составила 13,8 %.

Согласно анализу Counterpoint Research, доля интернет-продаж в секторе мобильных телефонов за карантинный год увеличилась вдвое по сравнению с 2019 годом. В «Авито» наблюдали эту тенденцию в динамике: по итогам III квартала 2020 года на платформе было продано на 21 % больше мобильных телефонов, чем в аналогичный период в прошлом году, и на 16 % больше по сравнению с предыдущим кварталом.

Стоит отметить, что тенденция роста онлайн-продаж начала набирать силу еще до пандемии и связанных с ней ограничений. Согласно исследованию Data Insight при поддержке SAP, в 2019-м количество онлайн-заказов в магазинах бытовой техники выросло на 16 %, доля онлайн-продаж — на 22 %, средний чек — на 5 %.

Смена приоритетного канала потребления с офлайна на онлайн — надолго. Уже сегодня в среднем по России онлайн-продажи бытовой техники и электроники достигли порядка 40 %, а в Москве и Петербурге — уверенно перешагнули половину общего объема (58 %).

Как малый бизнес конкурирует с крупными игроками

В то время как некоторым небольшим игрокам пришлось пережить не самые простые месяцы весной, часть предпринимателей уверенно называет 2020 год успешным для бизнеса. У маленьких магазинов есть сильные стороны, которые позволяют им вести бизнес и находить своего клиента в эпоху доминирования крупных ретейлеров.

  • В онлайне — как рыба в воде

Многие компании МСБ сразу начинали работать онлайн.

«Мы с самого начала существуем онлайн и очень много внимания уделяем официальному сайту интернет-магазина — основе нашего бизнеса. Потенциальному покупателю должно быть легко ориентироваться среди наших продуктов, в описаниях товаров нет никакой лишней информации, все технические характеристики точны. Клиент всегда может задать вопрос по интересующей позиции прямо на сайте в диалоговом окне. Помимо чата на сайте с нами можно связаться на "Авито" или в мессенджерах. Это очень важно, потому что сейчас все стараются свести к минимуму количество звонков. Плюс — это безопасно; в чате платформы, например, всегда предупреждают, если мошенники пытаются увести вас на фишинговую ссылку и т.п.», — считает Дарья из Good Things.

  • Размер имеет значение

У небольших продавцов нет рекламных бюджетов гигантов, но зато они могут более точечно настраивать рекламу и проявлять большую гибкость.

По словам Рифы, владельца Rif@Store, размещение на «Авито» и в соцсетях позволило за два года перевести более половины объема бизнеса в онлайн: «Я 10 лет занимался деятельностью исключительно офлайн. Считаю, что без офлайн-точки все равно никак не обойтись: люди хотят куда-то прийти, чтобы увидеть товар и магазин вживую. Но два года назад решил постепенно подключать и онлайн. Пробую разные площадки. Теперь 60 % моего бизнеса приходится на онлайн».

И такой перевод оказался как нельзя более кстати в 2020 году. Рифа — один из тех владельцев бизнеса, для кого 2020 год стал успешным: «Во время пандемии наши дела пошли в гору. К моменту закрытия магазинов и ТЦ, введения ограничений на перемещения мало продавцов успели заблаговременно перестроиться на новые условия работы. Число заказов у нас увеличилось, конкуренции практически не было».

  • Индивидуальный подход

Часть мелких продавцов считают своим конкурентным преимуществом индивидуальный подход к каждому клиенту.

«Наш магазин меньше, чем условный DNS, но это хорошо: мы можем себе позволить особый подход к каждому клиенту. Подскажем, как лучше доставить тот или иной товар в тот или иной регион России (или за рубеж), обязательно предоставим скидку покупателям, которые возвращаются к нам снова и снова. Мы читаем каждый отзыв, оставленный клиентами, анализируем работу и стараемся стать лучше. Мы хотим, чтобы люди видели в нас не просто очередной магазин, а команду людей, которая заинтересована в том, чтобы каждый получил от покупки только положительные эмоции», — говорит Дарья из Good Things.

  • Оперативность и гибкость в выборе ассортимента

«Мы всегда стараемся как можно раньше узнавать о новинках и следим за рынком в целом, чтобы радовать покупателя приятными ценами при высоком качестве», — говорит Дарья из Good Things.

В то время как количество продаваемых смартфонов растет, средняя отпускная цена падает. Экономические сложности не чужды покупателям, поэтому недорогие бренды всё чаще завоевывают сердца и кошельки. Мелкие игроки не обходят своим вниманием производителей-новичков на рынке, в том числе — из Китая, — и часто такой уникальный ассортимент становится одним из конкурентных преимуществ в борьбе за место на рынке.

«Цена и эксклюзивная техника помогает нам конкурировать с сетевыми гигантами в сфере бытовой техники и смартфонов», — соглашается Рифа, Rif@Store.

  • Разные сегменты

«Крупные ретейлеры для нас не конкуренты, — уверен Константин из Umbrella-PC. — У нас разный сегмент, разный товар. Они занимаются исключительно новым, а у нас в основном б/у-техника — она составляет до 95 % объема наших продаж».

Umbrella PC — конечно, не единственные, кому удалось отстроиться от крупных игроков в рамках своего сегмента. Многие небольшие продавцы активно предлагают ремонт как самостоятельную или дополнительную услугу. Кто-то — только своим покупателям, кто-то — как отдельный продукт, кто-то — на уровне консультаций.

Итоги года для многих предприятий МСБ в сфере продаж смартфонов остаются неоднозначными. «Количество заказов нас все еще радует, — признается Дарья из Good Things. — Многие всё еще находятся дома и покупки делают преимущественно для дома. Однако такое вынужденное сидение взаперти — это не каникулы. Люди пересматривают свои финансы и с большей осторожностью совершают крупные покупки».

Несмотря на то, что прогнозы игроков рынка осторожные, очевидно, что тренд на омниканальность и резкий бум e-commerce открывает новые перспективы не только для крупных ретейлеров, но и для МСБ.

Еще по теме