Смерть в багаже: станут ли авиаперелеты безопасными для домашних питомцев

Путешествия в багажных отсеках ежегодно оканчиваются гибелью для десятков домашних питомцев. Так, в январе 2020 года после перелета «Аэрофлотом» из Нью-Йорка в Москву умерли двое котов, но в печальную статистику они не попали, и даже в компенсации за их гибель было отказано. Исправить ситуацию намерены разработчики умной переноски для полетов с животными из команды Here as Here.
Спасти кота
Разработчики утверждают, что умная переноска сделает поездку для животного комфортной даже в багажном отсеке.
«Это благородная, хорошая тема, к тому же в нише абсолютно нет конкурентов, с точки зрения маркетинга перед нами "голубой океан"»,— говорит Олеся Савельева, Project Manager Here as Here.
Идея родилась у Савельевой во время учебы в Cardiff Metropolitan University (Лондон), а встретились будущие разработчицы на марафоне Go IT Girls для девушек, решивших строить карьеру в IT-отрасли. Затем команда участвовали в хакатоне «Цифрового прорыва» (создан на платформе «Россия — страна возможностей»).
По функциям переноска напоминает умный дом: здесь предусмотрели теплый пол, вентиляцию, шумоизоляцию и множество датчиков, которые будут управлять микроклиматом, уровнем воды и корма, а главное — проследят за самочувствием лохматых пассажиров. Это обещает не только уменьшить стресс от полета, но и свести к нулю риски обморожения из-за сбоев в работе систем температурного контроля, а также ударов и повреждений.
Информация из переноски будет поступать на браслет бортпроводникам — в случае экстренной ситуации они смогут связаться, к примеру, с ветклиникой «на земле». А вот от функции удаленного видеоконтроля за питомцем для владельца пока отказываются (в том числе чтобы сберечь его нервы, ведь в багажное отделение самолета попасть в полете все равно не получится).
Также команда работает над умным ошейником для перевозки животных в салоне самолета — питомцы небольшого веса могут лететь вместе с хозяином, но покидать переноску им запрещено. Ошейник позволит удаленно следить за состоянием питомца и при необходимости прийти на помощь.
Нашли болевую точку
«Разработчики переноски из Here as Нere обращаются к действительно "болевой точке" — это авиаперевозки, которые пугают абсолютное большинство владельцев домашних животных», — считает Сергей Кесоян, директор «Kinship Россия» (бизнес-подразделение Mars, Incorporated).
Опасения не беспочвенны, ведь если животное не погибнет, как чаще всего и бывает, остается риск травмы. Понять, как произошла «авария» и даже где случился инцидент, на борту или, к примеру, при разгрузке багажа, почти нереально. Минувшим летом российские соцсети облетели истории сразу двух собак, пострадавших после перелета, одна из них позже потеряла глаз. Не удивительно, что от полетов с животными владельцы нередко отказываются — например, в США за год «летает» лишь 2 млн животных, а ведь только домашних кошек здесь более 78 млн.
Умная переноска позволит как минимум понять, как проходил полет животного, а благодаря GPS-трекеру питомца будет проще найти при пропаже. Такое тоже случается. В 2015 году в аэропорту JFK после престижного дог-шоу в Нью-Йорке несколько владельцев собак обнаружили, что их питомцев не погрузили на борт (в том числе помогло приложение авиакомпании, где можно отследить багаж). В итоге им пришлось покинуть самолет и лететь следующим рейсом, уже вместе с животными.
На земле трекеры уже используют для контроля за перемещением животного, напоминает Кесоян, — например, в США такая функциональность есть у GPS-трекера активности питомца Whistle от Kinship. Гаджет фиксирует опасные для здоровья питомца симптомы, может дать совет дистанционно, в случае необходимости предлагает получить онлайн-консультацию ветеринара. Поиск пропавшего любимца с таким устройством тоже будет проще. Кстати, Delta Airlines уже экспериментирует с собственными умными переносками для полетов с маячками — в ограниченном числе штатов в США их можно взять в аренду.
Бег с препятствиями
Рынок зоогаджетов не ограничивается трекерами — по данным Global Market Insights, только ниша носимых устройств для животных к 2024 году превысит 8 млрд $. В России товары для животных представлены главным образом кормами, однако и у нас можно приобрести умные поилки, кормушки, автоматические туалетные лотки и видеоняню. Последнюю развивает украинский стартап PetCube, но это скорее исключение, в основном продукцию привозят из Китая.
Проблемой остается стоимость таких решений. Считается, что владельцы не экономят на своих питомцах. Так, цена на автоматическую кормушку с таймером может доходить до 15 тыс. руб. По данным Nielsen, после кризиса 2014 года россияне продолжили покупать и корма, и игрушки, несмотря на рост цен.
Однако именно тогда с рынка один за другим стали уходить зоостартапы, не в последнюю очередь из-за падения покупательской способности. Перестал работать сервис подписки на товары для собак «Гавбокс», о закрытии объявили «Покорми зверя», «Шерстакович» и площадка для подбора ветеринаров СosmoZoo. Российская команда разрабатывала умную кормушку Animo, в планах был выход на рынок Китая, но проект поставили на паузу. Исключение составляют сервисы от крупных игроков рынка — например, с 2017 года платформу Petstory для ветеринарных консультаций развивает корпорация Mars, только за последний год число консультаций выросло на 70 %.
Возможную стоимость переноски разработчики в беседе с «Ко» не раскрыли, уточнив, что многое будет зависеть от модели, размера, тарифа перевозчика (пока у команды есть только прототип). Зато известна стоимость аренды переноски от Delta Airlines, и она превышает 800 $. Переноска из России будет дешевле и функциональнее, уточнила Олеся Савельева.
Но цена вряд ли будет единственным барьером для команды.
«Не только в России, но и во всем мире сегодня сложно привлечь инвестиции в hardware-проект, который не может показывать динамику, сопоставимую с софтверными историями», — поясняет Сергей Топоров, партнер венчурного фонда LETA Capital.
К тому же проект слишком нишевый — значит, инвестиционная привлекательность падает еще сильнее, а в условиях пандемии число авиаперелетов критически сократилось. Только российский рынок разработчиков вряд ли устроит — хотя у почти 70 % россиян есть домашние питомцы, большинство из них не отправятся в дальние путешествия с хозяевами, выяснил ВЦИОМ.
«Возможно, лучшими путями станут либо краудфандинг для построения B2C-продукта, либо проектная работа под корпоративных клиентов — те же авиалинии, транспортные компании», — полагает Топоров.
«Если из прототипа получится сделать финальный продукт, сохранив полную функциональность, в частности, онлайн-передачу данных о здоровье питомца на высоте 10 000 м, продукт сможет найти аудиторию», — уверен Кеосоян.
Команде действительно предстоит договариваться с перевозчиками — как минимум потребуется обучение стюардов, но главное — переноске нужен источник питания (разработчики не исключают, что получится использовать бортовые системы). Проект обсуждали с представителями Delta Airlines, а также с Boeing, интерес был, с российскими перевозчиками команда пока не общалась. Если присматриваться к рынку железнодорожных перевозок, проблемы будут ровно те же.
И конечно, предстоит закрыть проблему киберрисков. Напомним, что в прошлом году ИТ-специалист из России Анна Поспелова нашла уязвимость в умной кормушке из Китая, которая удаленно управляется гаджетом. Окажись на ее месте злоумышленник, тысячи питомцев-пользователей рисковали остаться без еды и воды. Вряд ли такой сценарий придется по душе владельцам, отправляющимся в полет со своим домашним любимцами.
Еще по теме



