Смешанные чувства

Немецкие предприятия с беспокойством встречают санкции против Путина. Но некоторые из них уже переживали ситуации и похуже, а потому теперь демонстрируют терпение.

Вольфганг Райтцле предпочел бы прикусить язык, но вопросы журналистов на пресс-конференции по годовому отчету летели в него, точно стрелы. Боится ли избалованный успехом глава компании Linde санкций США и ЕС против России? Райтцле принял независимый вид. "Нас они не коснулись бы", - умиротворяюще заметил он. Компанию не затронули бы ограничения экспорта в РФ, поскольку Linde, крупнейший в мире продавец технических газов, имеет в России собственные производства, оборот там составляет 100 млн евро, и на этом бизнес-поле концерн не зависит от экспорта из Германии в РФ. Реакция на слова Райтцле имела широкий диапазон - от удивления до недоверия.

В других случаях проявляется больше пессимизма. В России представлено 6300 предприятий, по большей части в сегменте среднего бизнеса. "Мы относимся к угрозе экономических санкций против России с весьма смешанными чувствами", - говорит менеджер одного немецкого предприятия.

Другие идут дальше. Один из ведущих немецких поставщиков в сфере автопрома уже снял деньги со счета своей фирмы в РФ. "Мы хотим застраховаться на случай, если Россия в качестве реакции на возможное замораживание счетов на Западе заморозит деньги предприятий", - пояснил глава этой компании из Южной Германии, обороты которой исчисляются миллиардами евро.

Если конфликт с Россией обострится и из-за этого попадет под давление также и бизнес немецких предприятий, это может сказаться на результатах экономической деятельности фирм и их балансе. "Я могу представить себе, что в таком случае фирмам пришлось бы проводить списания", - отмечает мюнхенский эксперт по балансам Йорг Бетге.

Немецкий средний бизнес, в большинстве своем сводящий баланс по правилам Торгового кодекса (HGB), в случае ухудшения положения с бизнесом в России пострадал бы главным образом из-за параграфа 249 этого кодекса. В соответствии с ним компании обязаны делать отчисления в резервный фонд "из-за угрозы убытков по незавершенным сделкам", что способно повлечь уменьшение прибыли. Кроме того, считает Йорг Бетге, следуя другому предписанию, они должны также понижать ценность своих запасов, а может быть, и основного капитала, что опять же привело бы к изменению в сторону понижения результатов экономической деятельности. То же относится и к концернам, которые, как Volkswagen, осуществляют производство на российском рынке и ведут свою документацию по правилам Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Предписанный этими стандартами так называемый Impairment Test - тест на снижение стоимости активов или обязательств - требует от предприятий уменьшать оценку своей собственности, если перспективы бизнеса значительно ухудшаются.

Многие промышленные концерны, отношения которых с Россией длятся долгие десятилетия, в настоящее время предпочитают "не гнать волну", когда их спрашивают о последствиях западных санкций для их бизнеса. Райтцле делает вид, что его это вовсе не волнует, в то время, как крупнейший концерн по производству оборудования для птицеводства и свиноводства Big Dutchman Pig Equipment не скрывает некоторой обеспокоенности. Управляющий Big Dutchman Андреас Беске говорит: "Мы трижды подумаем, заказывать ли у поставщиков детали для России. И наши российские партнеры колеблются так же. Но это больше психологические тормоза, поскольку нам в настоящее время никакие санкции не угрожают". Сельхозоборудование из Германии и США в России очень востребовано.


Выход на биржу отменен

В то время как производители сельхозоборудования предвидят неприятности, производитель комбайнов Claas из Харзевинкеля близ Билефельда не намерен позволить испортить себе инвестиционное настроение. В Краснодаре на юге России это семейное предприятие владеет заводом по производству комбайнов и тракторов, где заняты 300 российских сборщиков. 1000 сельскохозяйственных машин в год там выпускают уже сейчас, и компания расширяет производство. В 2015 г. с введением в строй еще одного завода годовой выпуск тракторов должен увеличиться до 2500. Объем инвестиций - добрых 100 млн евро. Инженеры Claas приезжают в Краснодар и продолжают с энтузиазмом работать над проектом. "Мы должны показать нашу позицию", - подчеркивает один из менеджеров компании.

Но есть и подлинно кризисные менеджерские решения. Так, пару недель назад крупная торговая сеть Metro отменила выход на биржу своей российской сети. "Мы по-прежнему имеем планы выхода на биржу, но нам для этого нужны подходящие условия на рынке капиталов. В связи с политическим развитием в настоящий момент это не так", - отмечают представители Metro. Торговый концерн имеет в России, где у него 70 торговых центров Metro Cash&Carry и 50 магазинов Media Markt, оборот в 5,3 млрд евро.

Даже если Вольфганг Райтцле демонстрирует полную безмятежность, совсем бесследно нынешняя турбулентность не пройдет и для российского филиала Linde. Так, в индустриальном парке "Ворсино" под Калугой, в 80 км к юго-западу от Москвы, Linde построила воздухоразделительную установку, обеспечивающую близлежащий сталелитейный завод. Компания поставляет также газы для завода Volkswagen в Калуге и шинного завода Continental, расположенного по соседству. Если пошатнется производство Volkswagen в Калуге, пострадают также производства Linde и Continental.

Этот пример показывает: радости и горести немецких промышленных предприятий в России тесно связаны с бизнесом поставщиков. Если санкции ЕС и США помешают автомобилям Volkswagen сходить с конвейера в России, это окажется болезненным для многих немецких предприятий в РФ. Концерн Volkswagen мог бы оказаться затронутым, если бы компоненты для производства в России, ввозимые из Германии, не смогли пересечь границу. Так что в настоящее время глава VW Мартин Винтеркорн видит положение своего завода не таким уж оптимистичным. О возможных последствиях санкций Винтеркорн говорил на недавнем Мюнхенском коллоквиуме по бизнесу следующим образом: "Нам это очень мешает". В настоящее время VW создает в Калуге еще одно производство, которое должно сделать основной завод не столь зависимым от поставок из Германии. Как раз сейчас строится завод двигателей, принадлежащий VW, но его завершение может опоздать. "Тогда последствия экономических санкций уже окажут свое воздействие, и VW будет отрезан от поставок из Германии", - сетует один немецкий менеджер.


Чувствительны к ситуации

Беспокоиться приходится и немецкой почте Deutsche Post. В гигантской "империи" Путина боннское предприятие представлено в 226 местах, где есть его дочерние предприятия - DHL Express, DHL Freight и DHL Global Mail. При этом DHL Express доставляет не только запчасти для VW, но и срочно необходимые детали для электроиндустрии. А она зависит от дополнительных поставок: германо-российские совместные предприятия с участием концерна Siemens строят локомотивы в Екатеринбурге, Joint Venture производит медицинскую технику, а в Санкт-Петербурге с участием Bosch и Siemens - холодильники.

Очень чувствительна к ситуации и компания Toennies из Реда-Виденбрюкка (Восточная Вестфалия), строящая современные мясоперерабатывающие заводы. Генерального директора концерна Клеменса Тенниса и Владимира Путина связывают личные узы, возникшие благодаря бывшему канцлеру Германии и другу Путина Герхарду Шредеру. Поэтому от Клеменса Тенниса можно было услышать, скорее, такие слова, которые не должны дополнительно раздражать Путина и его кремлевское окружение: "Мы до сих пор не видели негативных последствий актуальной политической дискуссии". Менеджмент концерна Toennies вместе с компаниями-партнерами хочет построить в России еще несколько больших мясоперерабатывающих предприятий. В ближайшие годы концерн намерен инвестировать в РФ 600 млн евро.


Стальные гешефты со Сталиным

Столь же филигранно выстраиваются на российских просторах экономические связи немецкого промышленника Хайнриха Вайсса. Совладелец семейной фирмы и предприниматель в четвертом поколении, Вайсс сидит в своем кабинете, оформленном в кремовых тонах, в штаб-квартире концерна тяжелого машиностроения SMS group в Дюссельдорфе. Политические потрясения, связанные с Путиным, он рассматривает в большей степени с точки зрения широкой перспективы. Вайсс не хочет высказываться на эту тему. SMS group как раз сейчас борется с внутренними проблемами получения в Германии заказов от России. С крымским кризисом они никак не связаны. В этой ситуации каждое лишнее слово способно повредить концерну.

Семья владельцев SMS group, которая прежде называлась Schloemann-Siemag, строит сталелитейные заводы по всему миру и имеет за плечами более чем 90-летнюю историю экономических отношений с Россией. Это многое представляет в более мягком свете. В 1920 г. Schloemann-Siemag построила свой первый сталеплавильный завод в Петрограде - сразу после Первой мировой войны, когда и Россия, и Германия переживали экономическую разруху. Отец нынешнего председателя наблюдательного совета и патриарха семьи Вайсса в 1932 г. получил заказ на сооружение прокатного стана в Магнитогорске, к востоку от Урала. На протяжении всей Второй мировой войны завод производил для Сталина стальную продукцию военного назначения.

В соответствии с этим в доме Вайсса, экс-председателя Союза германской промышленности, терпеливо смотрят на волнения, связанные с санкциями против Путина. Вайсс поддерживает дружеские отношения с нынешним руководителем Магнитогорского металлургического комбината Виктором Филипповичем Рашниковым. Несмотря на все угрозы, следующий заказ обязательно будет - раньше или позже.