Смешная сумма за «Царя»: первую в Финляндии аутлет-деревню продали за бесценок
На границе с Россией в 2018 году финны построили аутлет-деревню Zsar, где продавалась преимущественно одежда премиальных брендов. Магазины были рассчитаны на заезжих россиян и стали первой попыткой Финляндии развивать шопинг-туризм. Попытка провалились: бизнес обанкротился, его пришлось продать всего за 70 тысяч евро, тогда как строительство обошлось не менее чем в 35 миллионов. Это уже не первый случай банкротства на рынке ритейла на фоне глобального кризиса.
Пустующая шопинг-деревня
Деревня для шопинга Zsar появилось в Финляндии осенью 2018 года. Она находится рядом с российской границей, вблизи КПП «Ваалимаа». Масштабный пункт торговли изначально строили с прицелом на туристов из РФ, которые часто ездили в страну за обновками. Это была первая аутлет-деревня в Финляндии, где в основном торговали дорогой брендированной одеждой, а также украшениями и бытовой техникой.
Однако бизнес не заладился с самого начала: первой проблемой стала пандемия и падение турпотока. Спустя год после открытия в аутлете, рассчитанном на 65 торговых помещений, работали лишь пара десятков магазинов. Основными клиентами Zsar оказались проживающие в регионе финны, которых не интересовали дорогие бренды. А доля россиян среди покупателей составила всего 12%.
В 2020-м руководство проекта говорило о планах привлечь в деревню новые бренды (в том числе бюджетные), оживить торговлю и увеличить число посетителей с 500 тысяч до миллиона в следующем году. Добиться этого так и не удалось: в сентябре 2022 года Финляндия присоединилась к санкциям против РФ и запретила въезд российским туристам.
В октябре прошлого года владелец аутлета, компания Ajanta Oy, запустила процедуру банкротства. В декабре магазины шопинг-деревни закрылись. В результате интернет-торгов, проведенных осенью этого года, объект решено было продать за 70 тысяч евро.
Конкурсный управляющий Матти Маннер назвал такой результат аукциона «глубочайшим разочарованием», ведь инвестиции в проект достигали десятков миллионов евро. Предполагается, что Ajanta Oy вложила в строительство около 35 миллионов евро, еще 15 миллионов евро внесли арендаторы.
По словам управляющего, за скорую продажу Zsar выступал в том числе банк OmaSp, который владеет закладной на объект. Группа была рада выйти из проекта, чтобы второй год не оплачивать расходы на содержание пустующего комплекса, а это сотни тысяч евро в год.
Эхо пандемии на рынке ритейла
В начале 2023 года аналитики говорили о нарастающем кризисе в розничной торговле на фоне роста процентных ставок, снижения потребительской активности и высокой инфляции. Ряду компаний предрекали скорый крах, и он не замедлил случиться. Например, в феврале процедуру банкротства начали французская марка женской одежды Kookai и сеть магазинов David's Bridal, а в октябре бренд спортивной одежды Bandier стал искать покупателя на свои активы.
О банкротстве заявляют не только fashion-ритейлеры. В этом году крахом завершилась история некогда ведущего продавца товаров для дома Bed Bath & Beyond, которого называли «американской IKEA». Компания не смогла подстроиться под рынок в эпоху расцвета онлайн-торговли и маркетплейсов.
Этой осенью в США также разорился Showfields, или «самый интересный магазин в мире». Экспериментальный формат магазинов, открывшихся в 2019 году, предполагал демонстрацию товаров посетителям в виде театральных постановок, а основную прибыль фирма получала от взносов со стороны брендов. Однако ритейлер так и не оправился от последствий пандемии и не сумел справиться со снижением продаж и ростом долгов.
Всего до конца года банкротство предрекали 11 крупным торговым компаниям.
В июле аналитики Moody's сообщили, что в течение следующих 12 месяцев количество дефолтов в сфере ритейла возрастет с 6% до 8,6%. Согласно отчету агентства, к снижению прибыли компаний из отрасли привело множество факторов, включая высокие затраты на транспортировку, оплату труда рабочих, ослабление потребительского спроса. Особенно сильно риску подвержены продавцы одежды и товаров для дома.
В 2024 году, по прогнозу McKinsey & Company, мировая fashion-индустрия продемонстрирует рост выручки от 2% до 4%, а наибольшую прибыль принесет сегмент роскоши. По данным опроса, проведенного среди руководителей компаний отрасли, мешать росту рынка в следующем году будут как макроэкономические и геополитические, так и климатические риски.
На российском рынке пандемия тоже оставила след. Например, посещаемость торговых центров до сих пор не восстановилась до докризисных значений. По итогам трех кварталов текущего года показатель оказался на 22% ниже, чем за аналогичный период допандемийного 2019-го.
Тем не менее именно fashion-ритейлеры отмечают рост числа посетителей. В частности, в Москве трафик в магазинах одежды, обуви и аксессуаров за апрель — май 2023 года вырос на 8% год к году. В то же время средний чек в сегменте сократился на 5%, следует из данных Focus Technologies. А согласно подсчетам «СберАналитики», средний чек россиян на одежду и обувь составил 2,5 тысячи рублей.
Аналитики отмечают, что, несмотря на уход многих западных брендов, отечественный рынок fashion-ритейла показал рост в 9%, а продажи российских производителей увеличились на 19% год к году.