Top.Mail.Ru
$ 53.13
£ 65.46
¥ 39.46
 55.83
 7.97
Нефть WTI 112.48
GOLD 1822.76
РТС 1428.07
DJIA 31438.26
NASDAQ 11524.55
BTC/USD 20609.00
мнения

Смогут ли США покарать ОПЕК за картельный сговор

В юридическом комитете Сената США вновь сделали попытку привлечь ОПЕК к ответственности за картельный сговор путем искусственного сдерживания нефтедобычи. Вновь — потому что попытки такие делались уже не раз за минувшие 20 лет. И в очередной раз эта инициатива будет, по всей видимости, обречена на провал.

В том, что Организация стран-экспортеров нефти — картель, сомнений нет, и это именно такая форма картеля, которая запрещена и в США, и в большинстве стран мира. Иными словами, альянс занимается деятельностью, связанной с фиксированием цен и ограничением выпуска продукции, направленной на искажение или ограничение конкуренции. Россия, примкнувшая к ОПЕК в рамках ОПЕК+, также по определению участвует в картельном сговоре.

В США недовольны тем, что квотирование добычи членами ОПЕК и ОПЕК+ не позволяет нефтяным ценам понизиться, из-за чего стоимость топлива на американских автозаправках, мягко говоря, не радует потребителей, которые требуют от властей принятия мер (что особенно чувствительно накануне очередного раунда тех или иных выборов). Этим объясняются периодические вспышки интереса законодателей к NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels — законопроекту «Никаких картелей в добыче и экспорте нефти»).

Внесенный несколькими сенаторами на обсуждение документ под номером S.977 не нов. Его выдвигали уже в марте прошлого года. До этого законопроекты NOPEC появлялись в Конгрессе не меньше 16 раз с 2000 года, и самые недавние датировались 2007 и 2008 годами.

Смысл всех инициатив сводился к поправке в основной антимонопольный закон США — так называемый Акт Шермана, принятый в 1890 году. Этот закон запрещает «трестовые» сговоры, направленные на ограничение товарообмена между штатами или с зарубежными странами. Последний законопроект предлагает считать незаконными коллективные действия иностранных государств или органов иностранных государств, лиц в виде картеля или любой иной ассоциации в форме сотрудничества или совместных действий, направленных на следующее:

  • ограничение добычи или распространения нефти, природного газа или любых иных нефтепродуктов;

  • фиксирование или поддержание цены на нефть, природный газ или иные нефтепродукты;

  • иные действия по ограничению торговли нефтью, природным газом или иными нефтепродуктами.

Если такие действия, сочетание действий или коллективные действия производят «прямой, существенный и разумно предсказуемый» эффект на рынок, поставку, цену или распределение нефти, природного газа или прочих нефтепродуктов в Соединенных Штатах.

И самое главное — предлагаемая поправка снимает суверенный иммунитет с зарубежных стран, распространяя действие Акта Шермана и на них. Если бы члены ОПЕК были частными коммерческими компаниями, американским судам не составило бы труда их наказать за сговор, но покарать целую страну… Для этого и нужен предлагаемый закон.

Конгрессмены считают, что NOPEC оградит американских потребителей и бизнес от искусственного раздувания цен на топливо, открывая федеральным судам США путь к наказанию членов ОПЕК и их партнеров за манипулирование объемами добычи.

Предыдущий американский президент Дональд Трамп поначалу был настроен в пользу принятия NOPEC, как автору рассказывали члены его предвыборного штаба, однако быстро отказался от этой идеи, предпочитая стимулировать нефтедобычу внутри США вместо того, чтобы наказывать зарубежных конкурентов. Более того, он даже помирил российское руководство с саудовцами, когда первоначальный ОПЕК+ распался из-за скандального ухода Москвы. Отношение администрации Джо Байдена к предлагаемой поправке пока неясно.

Если — чисто гипотетически — закон о NOPEC все-таки вступит в силу в США, возникнут несколько серьезных проблем.

Во-первых, его действие будет обязательным только для Соединенных Штатов, и какой-либо международный альянс для противодействия картельному сговору ОПЕК+ создать вряд ли получится. Трудно представить, как американские суды будут наказывать покупателей нефти, добытой в странах — членах ОПЕК+ по всему миру и поставляемой всему миру. Наказанию будут подлежать только поставки «картельной» нефти на территорию США.

Во-вторых, несмотря на попытку снять суверенный иммунитет со стран-поставщиков, суды смогут действовать только в отношении отдельных компаний, а не целых стран. По приговору могут конфисковать поставленную нефть и наложить штраф на поставщика или покупателя (по первоначальному тексту Акта Шермана — до $10 млн на юридическое лицо или до $350 тысяч на лицо физическое).

В начальный период президентства Трампа в его штабе обсуждали «облегченную версию» NOPEC — введение заградительных таможенных тарифов на нефть ОПЕК. Однако в администрации быстро пришли к выводу: сокращение импорта углеводородного сырья приведет к удешевлению нефти в других странах, таких как Китай или Индия, способствуя их конкурентоспособности, но внутри США вызовет лишь рост цен на АЗС, не стимулируя внутренних производителей. Идею похоронили.

Против этой законодательной инициативы выступят, как и в предыдущих случаях, лобби саудовцев и других нефтедобывающих стран в Вашингтоне, а также основные игроки большого нефтегазового бизнеса в самих США. Инструментов для срыва NOPEC у них хватает. Против самих американцев могут выдвинуть аналогичные обвинения по линии ВТО — Всемирной торговой организации, — скажем, за манипулирование объемами производства и экспорта сельскохозяйственной продукции.

Есть рычаги воздействия на Вашингтон и у Саудовской Аравии — главной цели антикартельной поправки. В 2019 году, когда про NOPEC заговорили снова, саудовцы пригрозили перейти при продаже нефти с доллара на другие валюты, начать закупки оружия в других странах и просто повысить расценки на нефть, которая поступает в США из стран Персидского залива.

Угрозой иного рода стало тогда предупреждение саудовцев о возможности затоваривания рынка дешевой нефтью в пику прибылям американских нефтедобывающих корпораций. Сегодня такой возможности у ОПЕК нет, поскольку свободный потенциал добычи у членов организации не так велик, чтобы быстро выбросить на рынок огромные объемы нефти, хотя остальные инструменты воздействия на американских законодателей и вашингтонскую администрацию у картеля остались.

Принятию NOPEC мешают и новые условия на нефтяном рынке. Такая инициатива имела некоторый смысл, когда добыча нефти из сланцевых пород в США была на подъеме, но теперь сами американские компании можно было бы упрекнуть в том, что они не желают развивать этот бизнес теми темпами, какие хотела бы видеть администрация Байдена, несмотря на устойчиво высокие цены энергоносителей.

Приписывать членам ОПЕК и ОПЕК+ диктат нефтяных цен не стоит. В повышение котировок фьючерсных и форвардных контрактов и прочих чисто «бумажных» инструментов, оказывающих прямое воздействие на цену барреля, огромный вклад делают крупные игроки финансового рынка, спекуляции которых не желают ограничивать регуляторы бирж.

В целом ни политическая обстановка, ни ситуация на мировом энергорынке не способствуют успеху инициаторов NOPEC. Если даже поправка каким-то чудом пройдет голосование в Палате представителей и Конгрессе, президент Байден, скорее всего, воспользуется правом вето и не даст хода судебным процессам за нефтяной картельный сговор.