Снежный призрак реформы

13.01.200300:00

Приватизация муниципальных унитарных предприятий (МУП) жилищно-коммунального хозяйства начнется уже в 2003 году. Сенсационное решение правительства озвучил на минувшей неделе недавно назначенный председателем Госстроя России Николай Кошман. Ключевым моментом предстоящей реформы станет ликвидация системы хозяйственного ведения МУПов, при которой коммунальная инфраструктура оставалась по существу ничейной. Передача элементов этой структуры в собственность конкретных предприятий позволит, по словам Николая Кошмана, создать равные конкурентные условия в сфере предоставления услуг ЖКХ и повысить их качество. Конкретные процедуры и механизмы приватизации и акционирования МУПов будут определены в специальном постановлении правительства, подготовку которого Госстрой собирается завершить в скором будущем.

Новая инициатива Госстроя оказалась полной неожиданностью для наблюдателей. Состоявшееся в Думе накануне праздников первое чтение нового варианта закона «Об основах жилищной политики» – правовой базы коммунальной реформы давало больше поводов для пессимистической оценки перспектив законопроекта (см. статью «Коммунальная жертва» в «Ко» № 47 от 9 декабря 2002 года).

Новогодний праздничный марафон серьезно подпортили аварии и катастрофы на объектах жилищно-коммунального хозяйства по всей России. Стандартный набор государственных мер на случай подобных обстоятельств обычно включает в себя десант сантехников из МЧС, дополнительные ссуды регионам и нагоняй местному начальству. Однако в последнее время эти полумеры работают все хуже. По оценке Николая Кошмана, количество кризисных регионов, нуждающихся в постоянном контроле и помощи, постоянно увеличивается.

Проблема коммунальных кризисов постепенно превращается из хозяйственной и локальной в политическую и федеральную. Очевидно, что в предвыборный год «коммунальную» карту попробуют разыграть многие партии. В этой ситуации для правительства было бы весьма опасно утратить инициативу и оказаться под огнем критики с обоих политических флангов.

Вероятно, именно эти обстоятельства побудили правительство принять решение о начале приватизации ЖКХ. Теперь в ответ на обвинения в полном бездействии правительству будет что предъявить.

В то же время эксперты отмечают, что реальных способов быстро повлиять на ситуацию не существует. Возможности местных бюджетов, на которых висит ответственность за инфраструктурные службы, не позволяют зачастую финансировать даже текущие расходы коммунальных МУПов. По мнению председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Евгения Бушмина, в ЖКХ сейчас две главные проблемы. Во-первых, капитальные затраты, которых не производили 12 лет. «Чтобы решить эту проблему, средства, которые хотя бы частично эту реформу профинансируют, должны быть направлены из федерального бюджета», – говорит Бушмин. Вторая проблема – льготы. По инициативе правительства сейчас на реформу системы льгот ЖКХ выделено 15,5 млрд руб. Однако совершенно очевидно, что эта мера не снимет проблему полностью: льготников почти столько же, сколько в России жителей.

Без решения же этих ключевых проблем любые планы по приватизации МУПов теряют смысл. Оценивая перспективы планов Госстроя по приватизации коммунальных МУПов, можно сделать и более широкий вывод. В 2003 году главным содержанием экономической политики государства будут не реформы, а собственный пиар.