Снимают все!
Не секрет, что на стремлении потребителей к удобству и простоте основано не только большинство маркетинговых кампаний, но и целые отрасли экономики. Одно из убедительных тому подтверждений - деятельность фотографа-любителя Джорджа Истмана, в начале XX века превратившего фотографирование из трудозатратного и недешевого хобби, которое могли себе позволить единицы, в доступное, несложное и, как следствие, чрезвычайно популярное времяпрепровождение. Истман придумал компактную и простую в применении камеру и первую в мире прозрачную фотопленку.
Джорджа Истмана, ставшего владельцем крайне прибыльного и передового для своего времени бизнеса в то время, когда он не достиг и 30-летнего возраста, все же не назовешь баловнем судьбы. Восхождение на вершину финансового успеха потребовало от него упорства, а первая половина жизни несла черты даже определенного самоотречения.
Джордж, родившийся в 1854 г. в штате Нью-Йорк, был младшим из троих детей Джорджа Истмана-старшего, источником дохода которого был открытый им в 1840-х в Рочестере Коммерческий колледж Истмана. Способности Истмана-младшего в школе оценивали как весьма средние, а в 14 лет обстоятельства вынудили его покончить с официальным образованием - после болезни и смерти отца Джордж остался единственным мужчиной в семье, что в те годы автоматически означало материальную ответственность.
Колледж, принадлежавший отцу, после его смерти разорился, и Джордж Истман пошел работать посыльным в страховую компанию за $3 в неделю. Через год он нашел себе место клерка в другой страховой фирме - уже за $5 в неделю. Но и эта прибавка не помогла: денег на содержание матери и двух старших сестер, одна из которых была глубоким инвалидом, постоянно не хватало. Чтобы получить хорошо оплачиваемую работу, Истман ночами самостоятельно изучал бухгалтерское дело, и в 1874 г. его усилия были вознаграждены должностью младшего менеджера в местном Rochester Savings Bank. Теперь ему платили более $15 в неделю.
Попытайтесь повторить это
Но заработать состояние Джорджу помогла не работа, а хобби. Фотографией, как считается, он занялся благодаря случаю. В 1877 г. молодой банковский клерк задумал провести отпуск в экзотическом Санто-Доминго. По совету сослуживца он решил заснять все увиденное там на фотокамеру, для чего ему потребовалось научиться фотографировать. Истман закупил все нужное оборудование и тут же осознал, насколько оно громоздко и неудобно: в те годы фотографы-любители таскали с собой больше 20 кг разных принадлежностей, включая камеру размером с современную микроволновку, тяжелый штатив, хрупкие стеклянные пластины, исполнявшие роль негатива, химикаты, ванночку для воды, а также все необходимое для проявки. Дело в том, что фотографии в то время проявляли на месте, так как применявшийся метод мокроколлоидной фотографии требовал обработки снимков до того, как пластины успеют высохнуть. Как позже вспоминал Истман, он не смог самостоятельно разобраться со всем этим и вынужден был нанять профессионального фотографа для консультации.
Тем не менее фотографирование так увлекло банковского клерка, что он отменил изначальные планы и провел отпуск дома, пытаясь придумать, как упростить процесс. В английских журналах Джордж Истман вычитал, что фотографы в Великобритании начали использовать застывающую желатиновую эмульсию в качестве покрытия стеклянных пластин - "сухой" способ позволял сохранять изображение на пластине дольше без немедленной проявки. Истман решил повторить это у себя на кухне. В течение двух лет он "колдовал" над пластинами - смешивал химикаты, покрывал ими пластины, запекал в духовке, а затем проверял их, фотографируя дом напротив. Эксперименты проводились по ночам, потому что днем Джордж продолжал работать в банке, и, наконец, ему удалось добиться желаемого результата.
Когда местный фотограф увидел снимки, сделанные по вновь изобретенной технологии, он порекомендовал пластины для закупок нью-йоркскому магазину товаров для фотографии. И это было первым большим прорывом Джорджа Истмана в фотоиндустрию. Он оставил работу в банке и с энтузиазмом принялся за новое дело. В том же 1879-м 25-летний Истман сконструировал устройство для изготовления сухих броможелатиновых фотографических пластин, а через год запатентовал свою технологию - в отличие от англичан - и начал делать фотопластинки на продажу уже в арендованном помещении, зарегистрировав Eastman Dry Plate Company.
Не сложней рисования
Бизнес рос, на рынке появлялись конкуренты, а у Джорджа Истмана - свежие идеи. Прежде всего, он искал более легкую и пластичную замену стеклянным пластинам и понял, что идеальным вариантом могла бы стать лента из пластин. В 1884 г. Истман создал рулонную пленку, подходившую практически ко всем фотоаппаратам со стеклянными пластинами. Кроме пленки Джордж придумал специальный держатель, крепящийся к фотоаппарату. Реклама фотопленки в 1885 г. обещала скорый выход на рынок "экономичной и удобной замены стеклянным пластинам как для работы на улице, так и в студии". Хотя фотопленка стала настоящей вехой в истории фотографии и Джорджу Истману казалось, что она сразу же вытеснит с рынка стеклянные пластины, к его удивлению, количество заинтересованных в переходе на пленочную технологию было незначительным: профессионалы в большинстве своем предпочитали стекло и считали, что пленка уступает ему в качестве.
Продажи нового товара оказались под угрозой, но Джорджу пришла в голову еще одна удачная мысль - направить усилия на завоевание массового рынка в надежде на то, что фотографы-любители окажутся менее привередливыми. Но для выхода "в народ" нужен был как минимум еще один продукт - простая в использовании камера. Задавшись целью придумать фотокамеру, "удобную, как карандаш", в 1888 г. Джордж Истман выпустил первую модель, названную им Kodak. Это была портативная камера с заправленной в нее пленкой на 100 кадров. Когда пленка заканчивалась, фотокамеру предполагалось отсылать на фабрику производителя для проявки и печати фотографий, а также для перезарядки новой пленки. Истман придумал для новинки легендарный рекламный слоган: "Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное". Надо сказать, что Джордж Истман свято верил в силу рекламы, поэтому реклама его изобретения появилась в ведущих периодических изданиях США.
Новшество стало популярным сразу, но все же его распространению немало мешала цена в $25, что в те времена было эквивалентом нескольких недельных зарплат среднестатистического американца. Еще $10 стоили проявка, печать и перезарядка. Но Истман хотел сделать фотографию доступной как можно большему числу потенциальных покупателей и целенаправленно работал над снижением производственных затрат, в частности путем внедрения линий поточной сборки. В 1900 г. выпущена сверхдоступная камера Brownie за $1. Джордж Истман назвал модель в честь персонажа книжки для детей, подразумевая доступность нового продукта даже для подрастающего поколения. В первый год было выпущено 100 000 Brownie, то есть больше камер, чем за предыдущие 12 лет с момента вывода на рынок первого фотоаппарата.
Рулонная фотопленка Истмана, кроме всего прочего, послужила основой для изобретения в 1888 г. кинопленки Эдвардом Майбриджем, Луи Лепренсом и позже их последователями - Томасом Эдисоном, братьями Люмьер и другими. Кстати, качество самой рулонной фотопленки, к которому профи поначалу предъявляли претензии, Истман в результате улучшил. В 1902 г. его компания представила новое оборудование для проявки фотографий, не требовавшее затемнения. Вообще, Джордж Истман одним из первых американских промышленников начал финансировать научные разработки, взяв на полную ставку британского ученого. Благодаря доктору Кеннету Меесу компания два десятка лет выводила на рынок новинки, включая, например, специальную пленку для портретов.
Президент и филантроп
Работать с Истманом, как считается, было непросто. С одной стороны, о нем говорят как о требовательном и даже не чуждом паранойи руководителе: он, дескать, сам следил, чтобы сотрудники не ходили в туалет чаще положенного, показывал уборщикам, как следует подметать, и даже нанимал агентов Пинкертона шпионить за отделом продаж. Истман также был известен безжалостностью в вопросах увольнения не устраивавших его работников.
Но известно также, что в 1919 г. Джордж Истман выделил своим сотрудникам $10 млн, так что каждому досталась внушительная сумма. Затем вышло распоряжение о "зарплатных дивидендах" - годовых премиях, начислявшихся в соответствии с объемом прибыли всего бизнеса. Затем последовало введение пенсионного пособия и различных страховок.
В 1925 г. Истман оставил управление компанией и увлекся благотворительностью, в общей сложности пожертвовав более $200 млн различным учреждениям и организациям.
Последние годы жизни Джордж Истман страдал от боли, вызванной неизлечимым наследственным заболеванием. В 1932-м в возрасте 77 лет Истман покончил собой, оставив после себя чуть больше $25 млн, $19 млн из которых он завещал Университету Рочестера и $1 млн - стоматологической клинике. Остальное получили его дальние родственники и сотрудники.