Top.Mail.Ru
политика

Снижение инфраструктурных барьеров

Строительство Западной хорды, Ростовская область. Фото: Виктория Ольховская / Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Строительство Западной хорды, Ростовская область. Фото: Виктория Ольховская / Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области

У субъективного понятия «жизненный комфорт» есть физические измерения: доступность жилья и инфраструктуры, число рабочих мест и объем поступающих в бюджет налогов. Очевидно, что в тех регионах, где комфортная городская среда стала приоритетом, молодежь остается работать и рожать детей, там возводится жилье и новые производства, развивается туристическая индустрия — и это запускает новый виток в спирали экономического роста. Но если раньше реализация таких проектов была привилегией богатых регионов, сегодня крупные и точечные инфраструктурные проекты реализуются по всей стране, в том числе в малых городах и даже в поселках — было бы желание. 

Новый подход к кредитованию

Так, в практику вошли инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК), предназначенные для модернизации социальной, инженерной, дорожно-транспортной, туристской инфраструктуры. Задача понятная — через льготное финансирование создать комфортные условия жизни людей, стимулировать внебюджетное инвестирование и открыть новые точки роста.

Средства ИБК были распределены на реализацию более чем 950 проектов до 2025 года в 83 регионах. Общий объем средств — 1 трлн рублей. Причем заявок поступило в два раза больше. И это первый и главный показатель востребованности предложенной меры.

В 2023 году появился новый инструмент — специальные казначейские кредиты (СКК). Их выдано на 190 млрд рублей — средства распределены по большей части на проекты в сфере модернизации ЖКХ, на обновление автобусных парков регионов и разработку мастер-планов дальневосточных городов.

По словам зампреда правительства Марата Хуснуллина, на текущий момент только с привлечением ИБК реализуется свыше 400 проектов, в том числе такие знаковые, как метро в крупных городах, Витебская развязка в Санкт-Петербурге или обход Тольятти.

«Бюджетные кредиты в короткие сроки зарекомендовали себя как действенный инструмент регионального развития. Мы видим, как улучшается качество жизни там, где субъекты его используют. Благодаря реализации проектов за счет ИБК и СКК в 2022–2023 годах было введено в эксплуатацию 17 млн кв. метров жилья, создано почти 100 тыс. рабочих мест, привлечено 1,8 трлн рублей внебюджетных инвестиций», — подчеркивает Марат Хуснуллин.

Марат ХуснуллинФото: пресс-служба Стройкомплекса России

Оператором программ ИБК и СКК выступает Фонд развития территорий. Именно он сопровождает каждый проект от подачи заявки до ввода объекта в эксплуатацию.

Инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты регионы получают под неизменные 3% годовых на 15-летний срок. Это длинные дешевые деньги, которые начинают «работать» сразу: результаты от проектов ИБК и СКК видны уже в процессе реализации. Это делает возврат средств в бюджет для региона достаточно комфортным.

При этом социально-экономический эффект, который субъект получает по итогам строительства и ввода инфраструктурных объектов, намного превосходит вложенные ресурсы. В ближайшие два года мы планируем ввести свыше 600 новых и реконструированных объектов инфраструктуры. Они дадут колоссальный импульс для развития территорий.

Деятельность Фонда развития территорий направлена на комплексное развитие территорий и создание комфортной городской среды. Приоритетными направлениями деятельности являются решение проблем обманутых дольщиков, модернизация коммунальной инфраструктуры и сетевого хозяйства, а также восстановление и развитие новых регионов.

От метро до горнолыжного курорта

Часть средств ИБК направлена на реализацию долгожданных мегапроектов, как, например, строительство метро в Нижнем Новгороде или линии метротрамвая в Красноярском крае. Но среди проектов есть, казалось бы, совсем скромные, однако при их реализации исчезает барьер, не позволявший территории быстро развиваться.

Для Симферополя таким барьером была, например, старая электроподстанция «Фотон». Ее реконструировали, увеличили почти в три раза мощность. И сразу запустили энергетическое сердце для развивающегося микрорайона «Заводское», где планируют возвести 300 тыс. кв. метров жилья, три школы, шесть детских садов, спорткомплекс и культурные учреждения.

В Чебоксарах для стимулирования строительства «Нового города» не хватало всего 2,7 км дороги районного назначения — построили. В Адыгее заканчивают обустройство 6-километрового подъезда к туристическому кластеру «Даховская поляна», который позволит привлечь поток отдыхающих и, соответственно, обеспечит дополнительными рабочими местами местных жителей.

На средства ИБК возвели современный детский сад «Точка будущего» в Липецке и губернаторский лицей в Екатеринбурге. Построена новая горнолыжная трасса в комплексе «Домбай» в Карачаево-Черкесии.

Всего за счет ИБК введены в строй 256 инфраструктурных объектов.

ФотонПодстанция «Фотон», г. Симферополь, Республика Крым. Фото: Антон Волк / Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым

Отдельная сфера, которой правительство сейчас уделяет много внимания, — жилищно-коммунальное хозяйство. По-настоящему серьезные изменения начались в новых регионах — там с использованием механизма СКК запланировано обновить 115 котельных и более 62 км сетей теплоснабжения, а также модернизировать 237 км других сетей и 38 объектов водоснабжения и водоотведения. Благодаря этому качество предоставления коммунальных услуг повысится для 3,3 млн жителей.

Еще одна важная задача, с которой помогает быстрее справиться бюджетный кредит, — обновление парка общественного транспорта. Так, Москва в 2022–2023 годах по линии ИБК получила около 700 современных вагонов отечественного производства для новых «колец» и «диаметров». В Санкт-Петербург поставлены 77 современных трамваев. К началу лета почти полностью завершены поставки новых автобусов — в 73 региона приехали около 6 тыс. новых автобусов за счет СКК.

Источник для роста

Стратегическая цель к 2040 году измеряется триллионами рублей и миллионами квадратных метров — благодаря средствам ИБК будет введено в строй 120 млн кв. метров жилья, создано более 491 тыс. рабочих мест, в казну поступит 2,3 трлн рублей налоговых и неналоговых средств. Кроме того, это простимулирует привлечение в инфраструктурные и строительные проекты более 10,6 трлн рублей внебюджетных инвестиций.

Результаты реализации проектов ИБК высоко оценило высшее руководство страны. В послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин поручил продлить эту программу — ежегодно на развитие регионов будет выделяться 250 млрд рублей