«Снижение цен еще никому не вредило...»
Руководство Metro не собирается адаптировать свою систему торговли к российским условиям, потому что везде, где компания открывала магазины, сам рынок приспосабливался к Metro. Об этом рассказал «Ко» генеральный директор дочерней компании «Метро Кэш энд Керри» Вальтер Деметц.
«Ко»: Господин Деметц, что Metro уже успела сделать для открытия своих торговых центров в Москве?
Вальтер Деметц: Мы провели переговоры со всеми крупными поставщиками, товары которых хотели бы видеть на полках наших магазинов. С кем-то уже заключили контракты, с другими готовим соглашения, с некоторыми продолжаем переговоры. Все контракты должны быть подписаны до конца июля.
«Ко»: С какими компаниями контракты уже заключены?
В.Д.: У нас будет около 2000 поставщиков, и с большинством из них уже есть те или иные договоренности. Я думаю, нет смысла перечислять весь список. Могу сказать, что в числе наших поставщиков есть, к примеру, такие компании, как Coca-Cola, PepsiCo, Mars. Это давние партнеры Metro.
«Ко»: В некоторых крупных российских компаниях говорят, что не заинтересованы работать на ваших условиях. Вы, дескать, запрашиваете слишком высокие скидки.
В.Д.: Мы запрашиваем такие условия, которые позволят нам установить наилучшую цену для наших покупателей. А если наши условия хороши для покупателей, то они подойдут и для наших поставщиков. Низкие цены обеспечивают быстрый и высокий товарооборот. Тем самым мы гарантируем поставщикам постоянный канал сбыта и регулярность закупок больших партий товара. Что касается системы дистрибуции, которой придерживаются российские производители, то я считаю, что она зачастую недостаточно эффективна. Для малого и среднего бизнеса она предлагает далеко не оптимальные цены.
«Ко»: Вы не опасаетесь, что с кем-то из крупных производителей так и не сможете договориться?
В.Д.: Компании, которые считают, что наши условия для них не выгодны, просто не подпишут контракт, и мы это переживем. В других странах Metro тоже встречалась с сомневающимися компаниями, в их числе бывали и крупнейшие производители. Эти компании уже после открытия наших магазинов понимали, какой хороший канал сбыта они упускают и соглашались на наши условия. В России у нас сейчас только одна настоящая проблема – желающих работать с Metro оказалось гораздо больше, чем нам нужно.
«Ко»: Говорят, будто бы у вас есть некий «входной билет» – определенная плата за включение того или иного товара в ассортимент Metro.
В.Д.: Это неправда. Мы не просим никаких денег за то, чтобы товары были выставлены на полках наших магазинов. По своему желанию поставщики платят только за дополнительные услуги – размещение рекламы на щитах внутри магазинов и на страницах наших проспектов. При этом мы вкладываем в эти носители и свои средства, так что предлагаем лишь разделить затраты на рекламу. И поставщики готовы за это платить, потому что такую рекламу ежедневно видят порядка 5000 покупателей – профессиональных торговцев.
«Ко»: Обещаете ли вы своим поставщикам обеспечивать определенные объемы продаж?
В.Д.: Конкретные продажи для каждой марки товара спрогнозировать достаточно сложно. Мы гарантируем не объемы, а стабильность закупок и надежность нашего канала сбыта.
«Ко»: У вас все покупки проводятся по клиентским картам, и для получения карты покупатель должен сообщить свои реквизиты. Но в России мелкий торговый бизнес не склонен сообщать кому-либо про объемы своих закупок и товарооборот вообще...
В.Д.: Я знаю, что у вас многие розничные торговцы стараются скрыть свои денежные потоки. Но мы работаем на условиях полной финансовой прозрачности и храним информацию о каждой покупке. Конечно, мы предвидим некоторые трудности. Но даже при «сером» рынке фирмам всегда приходится что-то показывать налоговым органам, и, как правило, в открытую бухгалтерскую отчетность попадают именно закупки товаров. Опыт открытия магазинов Metro в других восточноевропейских странах подтверждает это.
«Ко»: Насколько нам известно, до ноября вы планируете выдать около 400 тысяч клиентских карт...
В.Д.: Это – максимальная цифра, к тому же для двух магазинов. У нас есть обязательный минимум – 100 тыс. карт на каждый магазин, и мы должны выполнить этот план к концу сентября. Сейчас по количеству ежедневно регистрирующихся клиентов мы не только не отстаем от плана, но и опережаем его. Могу сказать по опыту работы в других странах, что сначала к нам приходило не так много клиентов, но перед открытием магазинов начинался настоящий ажиотаж.
«Ко»: Вы упомянули, что российский торговый бизнес в целом работает недостаточно эффективно...
В.Д.: Все дело в ценообразовании. Мы можем устанавливать оптимально низкие цены за счет невысоких операционных затрат и большого товарооборота. Хочу отметить, что везде, где появлялись магазины Metro, снижался общий уровень товарных цен. Думаю, в России произойдет то же самое, и оптовые цены на товарных рынках упадут на 10 – 15%. Снижение цен и экономия денег еще никому не вредили.