Снова дефолт? Россию впервые за 100 лет обвинили в невыплате по внешнему долгу

27 июня случилось то, о чем Россию предупреждали с начала спецоперации на Украине. Стране впервые со времен революции объявили дефолт из-за невыплаты средств по госдолгу, которые страна должна была перевести в конце весны, пишут американские СМИ. В Минфине уверяют, что речь может идти лишь о техническом дефолте — санкции не дают стране расплатиться в валюте, из-за чего Россия стала проводить платежи в рублях. Однако такое решение не подпадает под условия договоров, говорят эксперты, а потому не исключено, что произошедшее сегодня событие — не последний дефолт для России.
Санкции помешали
Россия допустила дефолт по суверенному долгу в иностранной валюте в ночь на 27 июня, пишет Bloomberg. В конце воскресенья истек льготный период по выплате порядка $100 млн просроченных платежей по гособлигациям. Завершение этого льготного периода является событием дефолта, подчеркивает агентство.
За последние месяцы Россия не раз сталкивалась с перспективой дефолта. Невыплату средств по госдолгу стране пророчили и в марте, и в апреле, однако несколько раз дефолта удавалось избежать. Сначала проблемы возникли из-за заморозки зарубежных резервов страны, а затем — из-за отказа США продлевать генеральную лицензию, которая выводила платежи РФ по внешним обязательствам из-под действия санкций. Этот документ перестал действовать рано утром 25 мая.
Дефолт, объявленный 27 июня, связан именно с американским запретом. 27 мая у России должны были состояться выплаты по двум выпускам еврооблигаций с погашением в 2026 и 2036 годах.
20 мая (то есть, заранее) Минфин сообщил, что осуществил выплаты по облигациям на $71,25 млн и €26,5 млн соответственно. Средства передали в Национальный расчетный депозитарий (НРД), однако из-за аннулированной лицензии американские банки не смогли довести средства до инвесторов. В европейские клиринговые центры деньги также не поступили — из-за санкций, наложенных Евросоюзом на НРД.
После этого был запущен обратный отсчет до дефолта. 27 мая начал действовать льготный период, в течение которого средства должны были довести до инвесторов. На решение этой проблемы России дали 30 дней.
Рублевые попытки
Столкнувшись с невозможностью расплачиваться в валюте, Россия стала искать пути выхода из ситуации. За неимением альтернатив власти решили, что теперь будут расплачиваться по долгу в рублях.
«Иностранные инвесторы, которые являются держателями наших облигаций, смогут получить необходимые средства в рублевом эквиваленте и <…> конвертировать уже в те валюты, которые будут интересны для инвесторов», — говорил в конце мая глава Минфина Антон Силуанов.
22 июня президент Владимир Путин подписал указ о временном порядке обслуживания валютного долга. Согласно документу, теперь страна может рассчитываться по долгу в рублях по счетам типа «И». Рублевые счета открываются заочно на имя владельцев российских облигаций. Чтобы получить деньги, они должны будут обратиться в НРД с подтверждающими документами и отказаться от любых претензий по отношению к РФ.
Так как процесс возврата средств может занять много времени, средства на счетах пообещали индексировать по рыночному курсу иностранной валюты, пока инвестор не получит расчет.
С момента подписания документа Минфин успел произвести несколько выплат по новой схеме. 23 июня министерство расплатилось по еврооблигациям на сумму в 12,51 млрд рублей, а на следующий день — еще на 8,5 миллиарда рублей. В Минфине уверяют, что полностью исполнили обязательства по обслуживанию государственных ценных бумаг РФ (хотя Bloomberg отмечает, что данные облигации не предусматривают выплат в рублях).
Что касается платежей, которые страна должна была совершить в мае, то Россия уверяет, что вовремя передала средства в валюте платежному агенту. Однако до инвесторов из-за ограничений они так и не дошли.
Реален ли дефолт?
Cитуацию, сложившуюся сегодня, можно назвать техническим дефолтом. Майские средства не дошли до держателей бумаг, плюс ранее Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA) сообщала, что будет считать дефолтом ситуацию, при которой платежи по российским еврооблигациям проводятся в валюте, которая не предусмотрена условиями выпуска. Это значит, что дефолт могут объявить и позже, после новых выплат России в рублях.
«Они (российские власти — Прим. ред.) могут говорить что угодно, но контракт есть контракт, и в нем четко прописано, когда и как он должен исполняться», — говорит стратег по развивающимся рынкам в BlueBay Asset Management Тимоти Эш в беседе с Financial Times.
В Минфине с такой позицией в корне не согласны. Силуанов напомнил, что дефолт — это отсутствие платежей. Россия же не отказывается от исполнения обязательств и исправно платит. Проблема в том, что деньги не доходят до инвесторов.
«Что в этой ситуации — ситуации форс-мажора — может и должен сделать должник? Он должен выбрать тот способ, который ему в этих условиях доступен. Это рубль и российская инфраструктура», — считает министр.
По его словам, России строят искусственные преграды, чтобы навесить на нее ярлык «дефолт». Формально же дефолт может наступить лишь после вступления в силу решения по иску инвесторов.
Последствия для всех
Говорить о том, что технический дефолт сильно скажется на жизни россиян, не приходится, отмечали ранее опрошенные «Компанией» эксперты. Скорее, эффект будет оказан на инвестклимат в России — зарубежные рейтинговые агентства понизят кредитный рейтинг страны, а покупатели суверенного долга РФ вряд ли будут проводить сделки в тех же объемах.
Сначала объявляется технический дефолт. На урегулирование ситуации стране дается месяц. Затем объявляется прямой дефолт, а после него — кросс-дефолт. В таком случае с России могут потребовать полное погашение долга, а кредиторы смогут арестовать имущество страны за рубежом.
В серьезном влиянии дефолта на экономику России сомневаются как в Минфине страны, так и на Западе. «Если Россия не найдет способ продолжить эти платежи и допустит технический дефолт, не думаю, что это как-то существенно изменит ее положение, ведь она уже отрезана от глобального рынка капитала», — отмечала ранее глава Минфина США Джанет Йеллен.
Наибольшие потери в нынешней ситуации понесут западные финансовые институты, считает Силуанов. По его словам, прежнего доверия к ним, «очевидно, уже не будет». Кроме того, это удар по американским инвестфондам (до начала спецоперации главными держателями российского суверенного долга были фонды Fidelity и Capital Group).
Так или иначе для России это тоже громкое событие. Для страны это первый дефолт по внешнему долгу с 1918 года, когда большевики отказались выплачивать долги Российской империи.
Еще по теме



