Снова на высоте

05.11.200100:00

В ноябре авиакомпания British Airways планирует возобновить регулярные рейсы трансатлантических лайнеров Concorde. Схожие планы есть и у французской Air France. Осень 2001 года не лучшее время для возобновления полетов на рейсах с сомнительной репутацией. Тем не менее маркетологи и дизайнеры двух авиакомпаний рассчитывают на успех.

 

Цифры сыграли с Concorde злую шутку. Долгие годы этот самолет считался самым безопасным, не в последнюю очередь – за счет долгой безупречной службы. Со времени его первого коммерческого рейса в 1976 году с Concorde не было никаких неприятностей. Богатые пассажиры успокаивали себя простой арифметикой. Если в мире регулярно летает всего 13 самолетов подобного класса, то шанс, что с одним из них случится авария, гораздо ниже, чем, скажем, в случае с Boeing 777, которых 45 только в одной British Airways. После трагедии в июле 2000 года плюс поменялся на минус. «Когда происходит крушение одного из 13 самолетов, то это дьявольски высокий процент риска», – заметил однажды директор по маркетингу British Airways Мартин Джордж.

Еще три недели после аварии самолеты класса Concorde, принадлежащие авиакомпании British Airways, летали по прежнему расписанию. Загрузка рейсов упала не сильно, но обстановка вокруг них была чрезвычайно нервозной. Мир чутко прислушивался к любой информации о полетах. И дождался: поступило еще три сигнала о неполадках. В первый раз полет пришлось прервать из-за того, что членам экипажа почудился запах топлива в салоне. Второй инцидент был связан со сбоем в одном из двигателей. В третьем случае BA была вынуждена заменить один самолет на другой после того, как возникли проблемы с его дозаправкой.

Возможно, в другое время эти ситуации не привлекли бы столько внимания: жертв не было, экипаж во всех случаях действовал быстро и четко. Однако миф о почти стопроцентной безопасности Concorde оказался развенчан. И British Airways сдалась – как и Air France, которой принадлежал взорвавшийся лайнер, она прекратила трансатлантические рейсы на сверхзвуковых лайнерах Concorde.

 

Во имя безопасности

Однако окончательно хоронить самолет, ставший в последние годы символом компании, British Airways не собиралась. Почти одновременно с отменой полетов компания начала готовить возвращение Concorde. А также готовить пассажиров к его возвращению.

Прежде всего был составлен список постоянных клиентов, которые в прошлом наиболее часто использовали Concorde для полетов через Атлантику. Всем топ-менеджерам British Airways досталось по три-четыре «подшефных», которым они взяли за правило звонить раз в месяц и сообщать о ходе работ. Затем, вспоминает Ронни Хампел, председатель правления United Business Media, в прежние времена летавший на Concorde до 20 раз за год, из компании начали приходить регулярные письма – тоже с последними новостями о модернизации лайнера. СЕО British Airways Род Эддингтон сам поставил свою подпись на двух сотнях подобных посланий.

В марте 2001 года 50 наиболее уважаемых клиентов British Airways были приглашены в ангар неподалеку от аэропорта Хитроу на нечто среднее между светским раутом и журналистским брифингом. Там гостям предоставили уникальную возможность лично оценить изменения, внесенные в конструкцию Concorde с целью повысить безопасность полетов.

В роли экскурсоводов выступили Майк Баннистер – ведущий пилот British Airways, а также главный инженер, руководивший модернизацией. Они подробно объяснили собравшимся причины трагедии под Парижем и рассказали, что сделано авиакомпанией для предупреждения подобных аварий в будущем. К примеру, теперь топливные баки (не все, а только наиболее уязвимые к внешним повреждениям) покрыты слоем кевлара – материала, который используется для изготовления пуленепробиваемых жилетов. Самолеты сейчас оснащены новыми шинами Michelin – более крепкими и упругими по сравнению с прежними. Если такая шина лопнет, она разорвется на маленькие кусочки, что немаловажно: ведь, по официальной версии, причиной аварии послужил огромный кусок шины, попавший в топливный бак самолета и приведший к возгоранию топлива.

 

Concorde – это стильно

На технические усовершенствования, по данным газеты Financial Times, ушло 17 млн фунтов стерлингов. Чуть меньше, но тоже порядочно – 14 млн фунтов – авиакомпания выделила на кардинальную переделку интерьера Concorde. Ее доверили гуру дизайна сэру Теренсу Конрану и лондонской фирме Factory Design. Коротко поставленную перед ними задачу сформулировал Майк Крамп, ведущий дизайнер BA: «Сделать самый лучший самолет в мире еще лучше…»

Буквально каждая деталь приобрела новый облик. Достоянием истории стали однообразная серая отделка салонов, тесные сиденья и старомодные туалетные комнаты. Им на смену пришли удобные темно-синие кресла, форма которых напоминает спортивные машины 50-х годов, занавеси из натуральной шерсти, дорогие ковры и т.д.

Особой гордостью дизайнеров стала новая система освещения. В момент когда самолет преодолевает звуковой барьер, салон заливает голубоватый свет, что, по отзывам очевидцев, выглядит очень стильно и необычно. Обновленные туалетные комнаты, украшенные свежими цветами, сияют хромом и стеклом и отдаленно напоминают процедурные комнаты на модных курортах.

Обеды пассажирам теперь будут подавать на костяном фарфоре Royal Doulton, а напитки разливать в высокие хрустальные бокалы. Непременным атрибутом любой трапезы станут туго накрахмаленные ирландские льняные скатерти. Да и кормить во время полетов тоже будут иначе: вместо привычных тяжелых английских блюд пассажиры смогут насладиться более легкой, современной кухней – например, маринованным лангустом или лобстером с ризотто. Запить эти яства можно будет изысканным вином – вроде Puligny-Montrachet урожая 1993 года – в корзине из черной кожи на сверкающем подносе.

Дизайнеры, работавшие над внутренним убранством салона самолета, считают этот заказ очень почетным. Адам Уайт, креативный директор Factory Design, так описал свои впечатления: «Переделывать икону, какой является Concorde, – это все равно как если бы вас попросили пристроить крыло к собору Святого Павла. Мы думаем, что новый Concorde – это нечто среднее между самым современным автомобилем Aston Martin и рестораном Ivy. И вы, скорее всего, увидите во всех трех одни и те же лица…»

 

На службе людям

В ноябре British Airways планирует возобновить регулярные полеты Concorde. И даже сентябрьские теракты и последовавший за ними кризис в авиаиндустрии не смогли отвратить компанию от этого намерения. Напротив, возвращение Concorde она рассматривает как добрый знак, начало перемен к лучшему как в самой British Airways, так и в мировой авиации.

Будущее покажет, оправдан ли этот оптимизм. Однако уже сейчас ясно, что армию фанатов полетов на Concorde – пусть и малочисленную, зато весьма состоятельную категорию граждан – компании удалось сохранить. Об этом говорит, например, тот факт, что более половины билетов на рейс Лондон – Нью-Йорк, намеченный на 9 ноября, было продано в первые два часа торговли. Места на рейсы до Барбадоса 15 – 29 декабря 2001 года тоже уже наполовину раскуплены.

И хотя билеты на Concorde по-прежнему крайне дороги (около 6 тыс. фунтов стерлингов), возвращение его в небо скорее вопрос престижа, чем метод извлечения прибыли. «Причина, по которой мы сохранили Concorde, проста: наши клиенты хотят этого, – объяснил Майк Баннистер, ведущий пилот British Airways. – BA очень горда тем, что наши самолеты стали неотъемлемой частью современной жизни. Мы получили огромное количество писем в нашу поддержку и решили вернуть Concorde на службу людям…»