Со своим уставом
Наши западные соседи до сих пор не могут поверить, что Россия способна поставлять за рубеж что-то, кроме нефти, водки и белых медведей. Именно поэтому в Восточной Европе до сих пор уверены, что российская компания, которая работает в сфере ИТ, это опасный нонсенс, от которого следует держаться подальше.
Проблемы ИТ-бизнеса в Центральной и Восточной Европе по традиции обсуждают на ежегодной конференции Channel Focus Central & Eastern Europe. Собравшиеся в Будапеште вендоры и дистрибуторы говорят о «наболевшем» – о влиянии процесса расширения Евросоюза на ИТ-рынок, об изменениях в экономических структурах стран, ну и, разумеется, о специфике работы в странах Восточной Европы.
От России на Channel Focus выступал президент группы компаний RRC Константин Сидоров. RRC Group занимается дистрибуцией «тяжелого» проектного оборудования для корпоративных заказчиков и потребительской электроники для домашних пользователей и небольших компаний (рынок SOHO). RRC развивает свой бизнес не только в СНГ, но и у западных соседей – в Польше, Венгрии, Чехии, Сербии, Словакии и Словении. При этом на Европу приходится около 50% от всего оборота RRC.
О том, почему «оранжевая революция» на Украине серьезно ударила по национальной ИТ-отрасли, а журналисты из Восточной Европы думают, что россияне «идут в хай-тек» только для того, чтобы отмыть деньги, в интервью «Ко» рассказывает президент RRC Константин Сидоров.
– Какие тенденции вы бы сегодня выделили в развитии отечественного ИТ-рынка, и как со временем изменилось само понятие «рынок высоких технологий»?
– Первым делом следует отметить, что границы ИТ-рынка достаточно размыты: до сих пор не решены окончательно вопросы системного характера – что конкретно мы понимаем под этим понятием? Поэтому мы можем говорить только об общих тенденциях.
Если брать последние 10 лет, то в первую очередь, разумеется, изменились масштабы отрасли. ИТ-рынок является самым динамичным в России – ежегодно его прирост составляет в среднем 25%. Так, например, по оценке IDC, за 2005 год он вырос на 25,4% и достиг объема в $12 млрд. Среди других стран Европы мы являемся рекордсменами. По темпам роста с нами могут тягаться разве что только Румыния и Турция. Поэтому отечественный рынок становится все более и более привлекательным для иностранных вендоров. Это обусловлено не только его величиной и скоростью роста, но и перспективностью. Вряд ли в ближайшие 3 – 5 лет рост рынка замедлится.
Но самое главное – произошли структурные изменения. Те же 10 лет назад на рынке преобладали компании с неразделенным бизнесом. Грубо говоря, одна часть фирмы торговала консервами, другая занимались продажей компьютеров, а третья – книжками. 5 – 7 лет назад структуризация пошла в другом направлении. На ИТ-рынок вышли компании, которые не определились с конкретным видом деятельности (допустим, дистрибуция или системная интеграция), но при этом концентрировали свои усилия именно на ИТ-отрасли. Сегодня часть из них нашла свою рыночную нишу, а часть превратилась в диверсифицированные ИТ-холдинги.
– Последние годы государство весьма участливо относится к судьбе отечественного ИТ-рынка: мол, он позволяет нашей экономике производить товар с высокой добавленной стоимостью и помогает ей «слезть» с сырьевой иглы. Вы как рыночный игрок ощущаете помощь со стороны государства?
– Государство на сегодняшний день – основной локомотив развития ИТ-рынка. Его нынешний рост, в первую очередь, поддерживается государственными инвестициями. В США порядка 33% ИТ-закупок совершают госструктуры, в Европе эта цифра доходит до 46%. Думаю, что на российском рынке на госзаказы приходится больше его половины. Причем я говорю не о централизованных закупках государства: имеются в виду, к примеру, муниципальные закупки или закупки для крупных госкомпаний, наподобие РАО «ЕЭС» или «Газпрома» – они сейчас крупнейшие потребители информационных технологий.
Именно поэтому российской ИТ-отрасли очень выгодна высокая цена на нефть: государство накапливает свои миллиарды, бюджет все больше и больше может потратить на ИТ.
– Понятно, что финансовое положение государства определяет и финансовое положение крупных ИТ-компаний, да и вообще всех его жителей. Но, наверное, не менее важна и политическая стабильность в стране?
– Совершенно верно. Этот показатель принимается во внимание, даже когда речь идет об экономически развитых и спокойных странах Восточной Европы. Так, например, в 2002 году на выборах в Венгрии победили социалисты. И, естественно, они увеличили социальные льготы и сократили бюджет на ИТ, чтобы выполнить данные избирателям обещания. Однако они так увлеклись, что уже три с лишним года венгерский рынок стагнирует.
Лидером среди стран ЕС по величине выделяемого на ИТ бюджета в процентах от ВВП является маленькая Эстония. И это связано именно с действиями нынешнего кабинета министров, с определенной правительственной программой. Все эти макроэкономические факторы – темпы роста ВВП, структура бюджета, ориентированность правительства на решение социальных вопросов – безусловно, влияют на ИТ-рынок. Поэтому перед тем, как осуществить инвестиции в ту или иную страну, мы всегда обращаем внимание на такого рода показатели.
– В таком случае, должно быть, наш ближайший сосед – Украина – оказался хорошим «учебным полигоном» для российских ИТ-компаний…
– Есть такое мнение. Наверное, многим очень приятно, что в Украине сейчас демократия. Но для бизнеса в целом и ИТ-отрасли в частности ситуация пока складывается весьма прискорбно. Со времени «оранжевой революции» государством не был профинансирован практически ни один крупный инфраструктурный проект! Каждый квартал в министерствах менялись команды. Новые люди в первую очередь начинают разбираться с тем наследством, которое получили от своих предшественников, и не имеют возможности принимать оперативные решения даже по тем вопросам, которые были согласованы предыдущими командами.
Но и это еще не все. Пиар-кампания на тему пересмотра итогов приватизации серьезно затормозила продажи ИТ-продуктов на крупные украинские предприятия: никто не хочет инвестировать миллионы долларов в компании, которые могут завтра отобрать.
Но это что касается масштабных b2b-поставок. Если же смотреть на рынок ИТ с точки зрения консьюмерского оборудования, продаваемого через розничные сети, то он на Украине развивается прекрасно. Он совершенно не зависит от политических изменений. И поэтому между двумя этими частями ИТ-рынка наблюдается большой дисбаланс.
– А что происходит в Европе?
– Европейский рынок на сегодняшний день выглядит так: есть крупные широкопрофильные игроки, такие как Ingram Micro, Tech Data, которые проворачивают огромные объемы денег и товаров. Их можно перечислить по пальцам одной руки. Но в то же время существует достаточно большое количество небольших по размеру компаний, которые имеют определенную специализацию, работают в конкретных нишах. Если же посмотреть на структуру российского бизнеса, то вы сможете наблюдать обратную ситуацию: существует множество разновеликих игроков без какой-либо специализации. Причем их намного больше, чем теоретически должно было быть. Соответственно, не за горами время, когда компании начнут объединяться.
– Давайте поговорим про ваш «родной» дистрибуторский бизнес. Принципы его ведения за рубежом сильно отличаются от отечественных?
– Рынок Восточной Европы разделен примерно поровну между большими локальными игроками и иностранными компаниями. В России же на сегодняшний день не работает ни один (!) иностранный дистрибутор. И дело даже не в том, что их кто-то не пускает на рынок. Просто, как только иностранный дистрибутор узнает, как у нас происходит растаможка товаров, у него самого пропадает желание вести бизнес в России. Глобальные компании привыкли работать по четко прописанным правилам, иначе они расценивают свои риски, в том числе и репутационные, как слишком высокие. Они понимают, что структурно российское законодательство настолько недоработано и допускает такое количество разночтений, что даже если сегодня компания работает по нормативным актам, завтра ее действия могут признать незаконными.
– С иностранцами все ясно. А что касается выхода российской компании на западный рынок? Должно быть, по сравнению с родиной там работается намного легче?
– Я бы не сказал. Когда компания RRC выходила на рынки различных стран, она порой сталкивалась с непониманием местных игроков. На Западе нормально воспринимается, когда на рынок приходит глобальный немецкий или американский дистрибутор – это привычно. Но российская компания – это нонсенс. Помню, когда мы только открыли офис в Польше, одним из первых вопросов, заданных нам на пресс-конференции, был: «А почему вы для отмывания денег выбрали именно ИТ-отрасль?» Комментарии излишни.
И вот это недоверие очень мешало нам развивать бизнес, особенно первое время. Ведь чтобы нормально работать, прежде всего необходимо набрать хороший персонал. А нанять высококлассных специалистов за рубежом в компанию с русским менеджментом – практически нереальная задача. Русские танки на улицах Венгрии и Чехии помнят все, помнят и светлый социализм, который мы все вместе строили. Так что подбор кадров в Восточной Европе стал для нашей компании очень большой проблемой.
Но мы нашли выход. Чтобы изменить отношение рынка к нашей компании, мы находили профессионалов, которые этот рынок знают, и назначали их генеральными директорами. И уже под их имена привлекали квалифицированный персонал среднего звена. Правда, для этого нам приходилось предлагать сотрудникам зарплату выше рыночной. Другого способа начать работу на иностранном рынке для российской компании нет.
– Пару лет назад были популярными прогнозы по поводу того, что в скором времени сегмент ИТ-услуг станет основным локомотивом роста национального ИТ-рынка. Сбылись ли они?
– Несмотря на то что информационные услуги являются наиболее интересным и наиболее динамично развивающимся сегментом ИТ-рынка, на сегодняшний момент их доля относительно невелика. Так, по оценке IDC, в 2005 году на наиболее крупный сегмент – оборудование – пришлось около 70% затрат российского рынка ИТ, а на долю услуг – лишь 20%.
Люди в нашей стране часто еще не готовы платить за что-то столь «эфемерное», как консультационные услуги. В Стране Советов советы давали всегда бесплатно, простите за каламбур. Поэтому этот рынок у нас до сих пор работает по бартерным схемам: сторона А «продает» услуги стороне Б за «большой шкаф с оборудованием». Очень часто цена консалтинговых услуг бывает «размазана» по стоимости поставляемого оборудования. К счастью, постепенно все меняется – и в лучшую сторону.
Резюме Константина Сидорова
Год рождения: 1967
Образование: Высший военный инженерный институт имени А.Ф. Можайского
Профессиональный опыт:
1992 – настоящее время: президент группы компаний RRC;
1989 – 1992: генеральный директор компании «Астроваз-Информатика»
Хобби: путешествия, горные лыжи, мотоспорт
Личная информация: женат, воспитывает сына
Что такое RRC
Год основания: 1992
Сфера деятельности: дистрибуция высокотехнологичного оборудования
Оборот в 2004 году*: около $95 млн
Штат: 350 человек
Основные конкуренты: Landata, RSI
*По данным CNews