Собеседование при приеме на работу: вопросы и ответы
Важнейшим этапом при поиске работы является собеседование. Качественная подготовка к нему становится залогом успеха. После получения приглашения у кандидата сразу возникает вопрос: как успешно пройти собеседование? Самое главное — понять, что собеседование вовсе не является экзаменом, который устраивают потенциальному сотруднику. Это диалог равноправных собеседников, в ходе которого работник и работодатель могут познакомиться друг с другом.
Однако понимание того, какие вопросы на собеседовании будут задавать кандидату, может оказаться очень полезным. Уверенность в собственных действиях и ответах снизит тревожность, что позволит произвести хорошее впечатление.
Как проходит собеседование: форматы
-
индивидуальный;
-
групповой;
-
очный;
-
дистанционный.
Последний разделяется на несколько подвидов. Так, дистанционное собеседование может пройти в формате телефонного звонка или при помощи видеосвязи.
Вне зависимости от запланированного варианта собеседования чаще всего сначала кандидату предстоит созвониться с потенциальным работодателем. Уже на этом этапе могут проявиться важные детали, из-за которых полноценное собеседование не состоится. Причем созвон актуален не только для работодателя, но и для того, кто ищет работу.
Как подготовиться к собеседованию
После созвона успешному кандидату предложат очную или онлайн-встречу. Участвовать в ней могут рекрутер, директор компании или целая группа работников. Уже на этом этапе можно начинать подготовку к собеседованию. Существует несколько простых шагов, которые существенно повысят ваши шансы на успех:
-
Соберите информацию о компании. Узнайте, какое место она занимает на рынке, какая у нее цель и миссия.
-
Сформулируйте для себя, чем вас привлекает именно этот работодатель. Определите достоинства компании, которые выделяют ее среди других игроков рынка лично для вас.
-
Узнайте, в какой форме вас будут собеседовать. Вам могут предложить интервью, тестовое задание, разбор конкретных кейсов.
-
Спланируйте свой день. Подготовьте технику, если собеседование пройдет онлайн, или узнайте заранее, сколько времени займет путь к месту встречи.
-
Расслабьтесь. Постарайтесь выспаться, настройтесь, похвалите себя или пообщайтесь с человеком, который может оказать поддержку.
Вопросы кандидату на собеседовании
Вопросы, задаваемые кандидатам на собеседовании, могут быть необычными. Однако бояться их не стоит, поскольку универсальных ответов все равно не существует. Многое зависит от ваших личных качеств и пожеланий работодателя.
Ключ к успеху — правда. На собеседовании очень важно быть искренним. Приписывать себе качества и достижения, которыми вы не обладаете, — провальная стратегия. Даже если изначально вы будете достаточно убедительны и успешно пройдете собеседование, то обман все равно быстро обнаружат.
Тем не менее можно выделить вопросы, задаваемые на собеседовании при приеме на работу, чаще всего. Топ-10 будет выглядеть следующим образом:
-
Расскажите о себе.
-
Назовите свой главный недостаток.
-
Назовите свое главное достоинство.
-
Почему мы должны нанять именно вас?
-
Кем вы видите себя через пять лет?
-
Как вы узнали об этой вакансии?
-
Почему вы хотите именно эту должность?
-
Почему вы оставили / хотите оставить место последней работы?
-
Опишите свою идеальную работу.
-
Какие условия вы ждете от нас на этой должности?
Универсальные ответы, которые стоит давать на собеседовании при приеме на работу, вы вряд ли сможете найти. Однако достаточно запомнить всего два важных правила. Первое уже было озвучено ранее: говорите правду. Честно расскажите об имеющемся недостатке и о том, как вы работаете над тем, чтобы от него избавиться. Идеальных людей не существует, и потенциальный работодатель в этом вопросе рассчитывает на честный ответ.
Второе правило — связь с работой, которую вы хотите получить. Рассказывая о себе, стоит обратить внимание на то, что важно узнать работодателю. Описание идеальной работы должно иметь связь с должностью, на которую вы претендуете, и т. д.
Вопросы работодателю на собеседовании
Как уже говорилось выше, собеседование — равноправный диалог двух сторон. Не только вы заинтересованы в том, чтобы понравиться работодателю. Компания, отобравшая вас по итогам изучения резюме и созвона, тоже постарается вам понравиться. Вероятнее всего вам предложат задать несколько вопросов. Не стоит стесняться. Собеседование — отличная возможность выяснить, насколько эта компания подходит вам.
Нет правильных или неправильных вопросов, которые вы можете задать работодателю. Но есть несколько универсальных, помогающих получить полезную информацию о компании:
-
Назовите три качества, которыми должен обладать ваш сотрудник. Этот вопрос позволит определить ценности и приоритеты организации.
-
Каких результатов я должен достичь за три месяца. Обычно первые месяцы с момента трудоустройства считаются адаптационными, поэтому такой вопрос позволит понять, чего от вас ждут и насколько реалистичны такие ожидания.
-
Перечислите приоритеты компании на ближайший год. С большой долей вероятности собеседующий вас человек будет озвучивать те аспекты, на которые сможет повлиять сотрудник, занимающий должность, на которую вы претендуете.
-
Сколько в среднем в вашей компании работает один сотрудник. Сейчас никто не строит иллюзий насчет того, что работник будет трудиться в одной и той же организации десятилетиями, но слишком короткий срок работы может стать тревожным сигналом.
-
Как часто бывшие сотрудники рекомендуют вашу компанию знакомым. Экс-работники, сохранившие теплое отношение к работодателю, постараются предложить вакантное место друзьям.
Кроме того, вы можете задать более насущные вопросы, которые позволят работодателю понять ваши приоритеты. Вы же, в свою очередь, сможете узнать ключевые моменты, что позволит избежать неприятных сюрпризов. Например, можно спросить, официально ли начисляется заработная плата, есть ли в компании испытательный срок, как он оплачивается и так далее.
Как вести себя на собеседовании
Во время встречи работодатель обращает внимание не только на то, что вы говорите, но и на то, как вы это делаете. Оценка кандидата на собеседовании включает в себя анализ его психологического состояния, стрессоустойчивости и уверенности в себе. Для создания благоприятного впечатления:
-
Улыбайтесь и будьте вежливы. Не замыкайтесь в себе, будьте открытым, обращайтесь к собеседнику уважительно, не перебивайте.
-
Сидите прямо и глубоко дышите. Ровная осанка не только позволит выглядеть презентабельнее, но и поможет сделать речь приятнее, поскольку в легкие попадает больше воздуха, а слова произносятся четче.
-
Следите за тем, как вы говорите. Примените по максимуму навыки ораторского мастерства, не тараторьте, делайте небольшие паузы, старайтесь говорить твердо и уверенно, попробуйте сделать голос немного ниже.
-
Не пересказывайте резюме. Собеседование — возможность рассказать о себе то, что выгодно выделит вас среди других кандидатов, но не подходит по формату для включения в резюме.
-
Приводите конкретные примеры. Вспомните успешные рабочие кейсы, расскажите о своих достижениях, используйте в речи больше глаголов.
-
Избегайте жестов, демонстрирующих закрытость. Работодатель будет оценивать и невербальные сигналы, которые вы посылаете, поэтому важно не скрещивать руки на груди, не обнимать себя за плечи, не закидывать ногу на ногу и т. д.
Требования к кандидату
Залог успешного прохождения собеседования — соответствие требованиям, предъявляемым к кандидатам. Важно понимать, что перечень «жестких» навыков, которые в первую очередь интересуют работодателя, скорее всего, будет приведен в самой вакансии. И ваше соответствие этим требованиям проверят еще на этапе изучения резюме.
На собеседовании же будут оцениваться и soft skills кандидата. Это «гибкие» надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Речь идет об умении работать в команде, критическом мышлении, эмоциональном интеллекте и др.
Soft skills, которыми вы обладаете, расскажут работодателю не о том, какой вы профессионал, а о том, какой вы человек. Перед собеседованием полезно выяснить, какие личностные качества особенно ценятся в интересующей вас области. Важно, чтобы озвученные вами «мягкие навыки» не противоречили тому, какое впечатление вы создаете. Работодатель не поверит кандидату, назвавшему себя коммуникабельным, если при этом у него будет угрюмое выражение лица.
«Мы вам перезвоним»
Отказ кандидату после собеседования может произойти по самым разнообразным причинам. Даже если вам кажется, что собеседование прошло идеально, нужно психологически подготовиться к тому, что вы можете получить отказ. Успешное собеседование при приеме на работу еще не означает, что вы гарантированно получите оффер. У работодателя могут быть специфические требования, в которые другой кандидат впишется больше.
Часто после собеседования потенциальному сотруднику говорят: «Мы вам перезвоним». Несмотря на расхожее мнение о том, что эта фраза практически равносильна отказу, иногда она означает лишь то, что у рекрутера уже назначено несколько встреч с другими кандидатами и он не хочет принимать решение, пока не пообщается со всеми.
Но и делать слишком большую ставку на то, что вам действительно перезвонят, не стоит. Если сроки ответа затянулись, можно связаться с рекрутером и напрямую узнать, принято ли решение. Так вы покажете свою заинтересованность в компании. И, возможно, вам предложат рассмотреть другую позицию.
Излишней напористости лучше избегать. Постарайтесь оставить о себе приятное впечатление, даже если сейчас работодатель в вас не заинтересован. Возможно, в будущем ситуация изменится.
Не бойтесь сказать «нет»
Обстоятельства могут сложиться так, что вы подойдете работодателю, но сам он вас не устроит. Отказаться можно на любом этапе общения, это нормальная практика. Но лучше сделать это сразу после того, как вы поняли, что эта работа вам не подходит. Это позволит сэкономить время и вам, и работодателю.
Направить отказ можно письменно. Тон сообщения должен быть вежливым. Можно озвучить конкретные причины, повлиявшие на принятое решение. Заинтересованный в вашей кандидатуре работодатель может пойти на уступки и изменить некоторые условия, чтобы вас привлечь. Кроме того, своевременный и корректный отказ позволит вам сохранить деловую репутацию.