Сочи в цифрах

20.12.201000:00

 

7 февраля 2014 года откроются XXII зимние Олимпийские игры в Сочи.  

 

235 объектов должно появиться к Олимпиаде 2014 г. При этом на развитие Сочи как туристического центра будет потрачено 80% из всех денег, выделяемых на развитие города и строительство олимпийских объектов, и только 20% из них – на сами Игры. Все объекты будут сгруппированы в два кластера – прибрежный и горный, расположенные на расстоянии 48 км друг от друга. Время в пути между ними составит около получаса по новой железной дороге.  

 

78 млрд руб. В такую сумму оценивается бюджет строительства центрального олимпийского стадиона.  

40 000 мест составит вместимость самого главного объекта – центрального олимпийского стадиона. На нем планируется провести церемонии открытия и закрытия зимних Олимпийских и Паралимпийских игр, а также награждение победителей и призеров. По окончании Олимпиады на стадионе будут проводиться футбольные матчи. Также стадион станет использоваться в качестве тренировочного спортивного центра национальной футбольной сборной и для проведения массовых развлекательных мероприятий и шоу. Объект планируется сдать в эксплуатацию в марте 2013 года.

 

185 млрд руб.  (23.07.2010) Столько потребуется на подготовку и проведение Игр, по данным вице-премьера Дмитрия Козака. При этом из них только 80 млрд руб. составляют государственные средства, остальные деньги вложат частные инвесторы.  

 

50 млрд руб. на финансирование строительства олимпийских объектов в Сочи готов направить ВЭБ. Именно таков объем кредитной линии, открытой банком для возведения объектов. В дальнейшем этот показатель планируется увеличить. Как неоднократно заявляли руководители ВЭБа, общая сумма, которая будет направлена на эти цели, составит 80 млрд руб. При этом ВЭБ участвует только в финансировании проектов, в которых доля частных инвесторов составляет не менее 30% общей сметной стоимости. 

 

314 млрд руб. было изначально заложено на финансирование подготовки к Олимпиаде в  Федеральной программе развития региона Сочи. В 2010 г. планировалось потратить из этих денег 178 млрд руб., еще 50 млрд руб. оставалось у «Олимпстроя» с прошлого года. Однако в рамках сокращения бюджетных расходов правительство приняло решение уменьшить бюджет «Олимпстроя» до 171 млрд руб. Впрочем, как объяснял президент госкорпорации Таймураз Боллоев, это некритично, так как часть объектов просто будет передана инвесторам.

 

700 млрд руб. По предварительным оценкам МЭР, именно таков был общий объем финансирования из федерального бюджета. Как заверяли в Следственном комитете при Прокуратуре РФ, за всеми выделенными из госбюджета средствами на организацию и проведение Олимпиады будет осуществляться тщательный контроль. «Нельзя допустить разворовывание бюджетных средств», – сообщил Александр Бастрыкин. 

 

От $830 млрд до $1 трлн – объем инвестиций в российскую инфраструктуру в ближайшие 15 лет, по исследованию компании CG/LA Infrastructure. Гигантские суммы объясняются двумя крупнейшими инфраструктурными стройками: подготовкой к Олимпийским играм 2014 г. в Сочи и саммиту АТЭС во Владивостоке.  

 

12 млрд руб. Общая стоимость строительства грузового порта Сочи у реки Мзымта. Проект состоит из двух частей: инвестиционной и федеральной. Инвестиционная часть  финансируется заказчиком – компанией «Базовый элемент». Заказчиком федеральной части является Росморпорт. В рамках этой части планируется соорудить защиту в акватории моря, обустроить саму акваторию порта и провести все дноуглубительные работы. Проект федеральной части разрабатывала компания «Морские строительные технологии», а проект инвестиционной части – ЗАО «Инжтрансстрой». Строительство шло полным ходом, но планы спутала стихия: 14 декабря 2009 года в акватории строящегося порта случился шестибалльный шторм. В результате пострадали гидротехнические сооружения порта, инфраструктура причалов, а также оказалась смыта в море строительная техника. Сроки строительства оказались сдвинуты на полгода.

 

60 млрд руб. инвестировала в олимпийские стройки компания «Интеррос» Владимира Потанина. В частности, эта структура является основным инвестором создания горнолыжного олимпийского кластера. Центром кластера как раз должен стать горнолыжный комплекс «Роза Хутор», принадлежащий предпринимателю. На базе центра, рассчитанного на 18 000 мест, будут проходить все горнолыжные соревнования. Кроме того, «Интеррос»  – основной инвестор создания в Сочи Олимпийского университета, который впоследствии планируется передать государству. Сотрудничество с федеральными властями в этом проекте позволяет Владимиру Потанину считаться едва ли не самым лояльным российским олигархом. В частности, игроки рынка не исключают, что именно это позволило ему заручиться поддержкой государства в «битвах» со своими партнерами – Михаилом Прохоровым и Олегом Дерипаской.

 

7 млрд руб. в течение восьми лет инвестировал в газификацию Краснодарского края «Газпром». Энергодефицит традиционно называют основным тормозом в подготовке к Олимпиаде. Газовому монополисту придется раскошелиться и на возведение спортивных объектов, например, лыжного комплекса в 10 км к северо-востоку от Красной Поляны. Энергогигант считается «палочкой-выручалочкой» при решении сложных политических вопросов. Поэтому, несмотря на обещания президента Александра Лукашенко создать в Сочи «уголок Белоруссии», белорусская компания «Трайпл» отказалась от планов строительства биатлонного комплекса с общим объемом инвестиций 257 млн руб. Нагрузка легла на плечи «Газпрома». Федеральные власти решили проводить соревнования по биатлону в лыжном комплексе, который строит «Газпром». При этом, как и «Роза Хутор», проект газового монополиста должен быть реализован в первую очередь.

 

7,5 млрд руб. потратил «Базовый элемент» Олега Дерипаски на реконструкцию сочинского аэропорта. Изначально именно эту компанию эксперты называли основным участником большинства сочинских инфраструктурных строек. Однако главными проектами «Базэла» в регионе по-прежнему остаются морской порт и аэропорт. Так, в 2012 г., когда в аэропорту будет закончено строительство посадочной галереи с десятью телетрапами, он сможет обслуживать до 2500 пассажиров в час, а к 2014 году – до 3800, что полностью соответствует требованиям МОК. Впрочем, растеряв свой финансовый ресурс в кризис, «Базэл» не смог стать лидером в других сегментах и чуть не утратил контроль над этими активами. В частности, из-за затянувшейся реконструкции аэропорта компании даже грозили штрафом.

 

1,5 млн руб. – такова цена каждой сотки земли, которую государство выкупает у жителей Имеретинской долины. Таким образом, в среднем дом продается за $1 млн.